Открытый урок на тему: "Бабочки" по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Имя урока: “Рождение чуда”

Тема урока: “Бабочки”

Тип урока: интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, музыки.

Ход урока

Цели и задачи урока:

-создать условия для проявления исследовательского интереса уч-ся;
- способствовать развитию индивидуальных способностей уч-ся;
-активизировать творческие способности детей;
-учить диалогу;
-дать навыки работы в группе;
-вызвать интерес к бабочкам;
-использовать субъектный опыт ученика;

Предметные и воспитательные:

- используя содержание отрывков учебного фильма “Рождение бабочки” и мультфильма “Мотылек”, слайды и фотографии бабочек, художественный текст стихотворения А. Фета, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы;
-помочь детям активизировать и пополнить лексикон;

Развивающие:

-развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной;
-развивать навыки преобразования информации “ рисунок- текст”, “ музыка-текст”

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, магнитофон, музыкальные кассеты с записями мелодий, стенды-слайды с изображением бабочек, карточки с заданиями трем группам и индивидуальные, набор для аппликации, картинки бабочек “Что у бабочки на крыльях?”, этюд В.Д. Поленова “Бабочки”, конверты с тремя вариантами домашнего задания.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы ли вы все к началу нашего урока? Сегодня на урок я принесла одну интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно и попробуйте отгадать, кто на ней изображен? ( Показ слайда, предположения детей)

Рисунок 1.

А если я переверну картинку, что скажите? (показ перевернутого слайда, предположения детей)

Рисунок 2.

А поможет вам отгадать изображение на моей картинке

Следующие строчки:

-Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, всколыхнулся,
Взвился вверх и улетел.

(Показ слайда с изображением бабочки)

Рисунок 3.

2. Постановка темы урока.

-Догадались, ребята? Правильно, это бабочка. А на моей картинке это удивительная бабочка Сатурная ИО. Сегодня мы будем говорить о бабочках. Все вы видели когда-нибудь бабочек. Расскажите, какие они?

( Рассказ детей о бабочках ….легкие, игривые, красивые…)

- Правильно, но я бы еще могла добавить, что бабочки изящные, утонченные, стремительные, беспечные, лучезарные, невесомые…

- Вот вы сейчас сказали, что бабочки красивые. Давайте вспомним стихотворение А. Фета “Бабочка” (чтение стихотворения всем классом методическим приемом “дирижер”)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья
И улечу.

А.Фет.

-Молодцы! Как красиво у нас с вами получилось!

-Скажите, ребята, а кто из вас сейчас вспоминает летние денечки, и бабочек, красиво парящих в синем небе? Давайте еще раз полюбуемся ими. (показ слайдов с видами бабочек под классическую музыку.)

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6 Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

3. Постановка учебных задач урока:

- Сегодня на уроке мы определим для себя вопросы: Что бы вам хотелось узнать о бабочках?

-Как появляются бабочки?

-Какое строение имеют бабочки?

-Почему исчезают бабочки?

Поиском ответа на эти вопросы у нас будут заниматься три команды

Работа по группам.

Итак, у нас с вами сегодня три команды: команда бабочек-желтушек, команда бабочек-голубянок, команда бабочек-радужниц.

Попрошу команды правильно выслушать и выполнить задания.

Задание 1. Что общего у предметов этой группы? (на экране появляется задание, аналогичное задание получает первая команда)

wpe5.jpg (18648 bytes)

Рисунок 12.

(Рассмотрев картинки дети делают вывод: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Если дети не отвечают на вопрос, то предлагаются другие картинки подсказки)

wpe6.jpg (14919 bytes)

Рисунок 13.

Задание 2. Посмотрите на изображение бабочки и постарайтесь узнать, из каких частей она состоит? (На экране появляется задание, аналогичное задание получает вторая команда.)

Строение бабочки

Строение бабочки

Рисунок 14

Рисунок 15

Задание 3. Посмотри на картинку, подумай, почему бабочки исчезают?

(На экране появляется задание, аналогичное задание получает третья команда)

Рисунок 16.

4. Обсуждение вывода работы 1 группы.

Кто нашел ответ на вопрос? Как вы догадались? (Ответы детей, выводы) Просмотр учебного фильма, о том, как появляются на свет бабочки.

-Каждому, наверное, хотелось бы на миг превратиться в бабочку. А я сейчас превращу в бабочку Катю. (Исполнение песни про жизнь бабочки, слова и музыка собственного сочинения)

Песня:

Стала наша бабочка старенькою бабушкой
Вспоминает бабочка давние года.
Кем была ты, бабочка?
Отвечает бабочка:
. Утром, в раннем детстве, я куколкой была.
-Кем была ты куколка, в своем раннем детстве?
Гусеницей маленькой на листике жила.
-Кем была ты, гусеница, расскажи ребятам?
В колыбельке маленькой я рассвет ждала.

(Во время исполнения песни на экране показываются слайды с этапами развития бабочки.)

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

- Спасибо, Катя! Теперь, я думаю, всем ребятам стало понятно, как появляются бабочки.

Обсуждение работы 2 группы.

(Рассказ детей о строении бабочки, на экране появляется слайд, где поэтапно появляются названия частей тела бабочки)

-Ребята, все мы знаем, какие удивительные узоры можно увидеть на крыльях бабочек. На что похожи эти узоры? Давайте вместе ответим на этот вопрос!

(Совместное сочинение стихотворения по опорным картинкам)

Учитель показывает изображение бабочки и задает вопрос, затем другую картинку, третью картинку. В результате появляется коллективное стихотворение “Что у бабочки на крыльях?”

-Что у бабочки на крыльях?

Там же солнце золотое.

Рисунок 21

Рисунок 22

-Что у бабочки на крыльях?

Там же небо голубое.

Рисунок 23

Рисунок 24

-Что у бабочки на крыльях?

Там же радуга цветная.

Рисунок 25

Рисунок 26

-Что у бабочки на крыльях?
Посмотри же, посмотри,
Ничего на свете краше не найти!

Великолепно получилось. Давайте превратимся на минуту в бабочек.

(Физ.минутка под музыку собственного сочинения со словами:

-Белыми крыльями машет капустница,
Только поднимется, тут же опуститься,
Только поднимется, тут же опустится.
Белыми крыльями машет капустница.
-Носиком водит по краю ромашки,
Мед, или чай в этой беленькой чашке?
-Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траве отдыхать,
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.)
- Молодцы, ребята!

Обсуждение работы 3 группы.

Почему исчезают бабочки? (ответы и рассуждения детей) Сегодня, когда мы смотрели на бабочек и восхищались их красотой, то, наверняка, желали бы иметь таких в своей коллекции. Очень часто, мы видим, что-то красивое и говорим: вот бы мне такую! Но давайте признаемся, что поймать бабочку, это значит убить ее. Недавно мы с вами смотрели мультфильм, который назывался “Мотылек”. Кто из вас мне напомнит, что же там произошло с папой Лисом? (ответы детей). Папа Лис рассказывает лисенку о том, что в детстве случайно погубил мотылька. Чтобы спасти его, маленький лисенок и папа решают вернуться в прошлое. Давайте вместе с вами посмотрим тот момент, где была исправлена ошибка. (Просмотр мультфильма “Мотылек” Беседа..) Что же делать, как сохранить красоту, не убивая ее? (ответы детей….) Дома вам было предложено исследовательское задание: передать красоту бабочки используя различные материалы. Давайте посмотрим, как у вас это получилось (просмотр выставки работ, где было дано задание: передать красоту бабочки, используя различные материалы)

-Смотрите, как у нас замечательно получилось! А как бы передал красоту бабочки художник Поленов? (на экране просмотр этюда Поленова “Бабочки”)

5. Создание совместной картины “Летний луг”.

-А вот композитор передал бы красоту бабочки….? (через музыку). Закройте глаза и представьте, что вы попали на летнюю поляну, светит солнце, растут цветы, летают бабочки… Давайте на память о нашем уроке создадим свою картину- аппликацию.

(Работа по группам по созданию общей картины: 1группа - создает небо, 2 группа - поляну, 3 группа - цветы. В результате совместной работы, на доске появляется картина летнего луга)

Рефлексия: Ребята, если вам понравился урок, если было интересно, то посадите на нашу поляну магнитных бабочек.

Домашнее задание.

Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить (из трех вариантов заданий)

1 вариант задания: Раскрась правильно бабочку или нарисуй свою.

2 вариант задания: Найди интересные сведения о бабочке и расскажи своим одноклассникам.

3 вариант задания: Сочини стих или придумай сказку о бабочке.

-Мне бы очень хотелось отметить вашу работу на уроке. Вы все сегодня просто молодцы! На память о нашем уроке я вам подарю подарки: это мини-конструктор “ Собери бабочку”.

Список используемой литературы:

  1. Пол Стерри “Мир животных. Бабочки и мотыльки” Белфаксиздатгрупп Изд.: 1995г.
  2. “Животные и их мир” Белфаксиздатгрупп Изд.: 1995г.
  3. Т.Д. Нуждина “Мир животных и растений” Изд.: Ярославль 2003
  4. И. Акимушкин “мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные” М. “Мысль”: 1993г.
  5. “Бабочки” Х. Райххолф-Рим –М.: 2002г.
  6. Плешаков А.А. “Мир вокруг нас”: Учебник для 1 класса нач. шк. 8-е издание - М.: Просвящение, 2006г.

Приложение 1 (за презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору)

Приложение 2

Приложение 3