Урок истории в начальной школе по теме: "Человек и многоликое человечество. Короли, президенты и граждане"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Человек и многоликое человечество. Короли, президенты и граждане.

Цели:

  • расширить представления детей о разных государствах, формах правления в государствах;
  • познакомить с демократическими и недемократическими формами правления;
  • воспитывать любовь, уважение к своей Родине;

ХОД УРОКА:

1. Актуализация знаний.

- Какую главу мы закончили изучать?

- О чем новом вы узнали в этой главе?

- Хотите узнать новое о человечестве? Сегодня мы начинаем изучение новой главы. Прочитайте ее название на доске.

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

- О чем мы будем говорить в этой главе? (О людях)

- Посмотрите на фотографии на доске.

(Королева Елизавета II, президент Дж.Буш, фото первой учительницы)

- Как вы думаете, почему эти фотографии здесь?

- Где живут эти люди? (В государствах)

- Государство. Какие вопросы у вас возникли при этом слове?

МЫ ЗНАЕМ:

1.Что такое государство?

(Государство - способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, милиции)

2.Сколько государств? Где можно увидеть сразу все государства?

(Государств много, на картах их изображают разными цветами)

3.Как называют жителей государства?

(Гражданин - человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой)

- Но что мы пока не знаем?

МЫ НЕ ЗНАЕМ:

- Кто здесь изображен?

- Какое отношение имеют эти люди к государству?

- Кто может стоять во главе государства?

2.Открытие нового знания.

- Давайте разберемся, кто изображен на этих фотографиях?

- Как вы думаете, кто изображен на этой фотографии?

- Это королева Великобритании Елизавета 2.

- Покажите Великобританию на карте, остальные в учебнике на стр.40-41.

- А на этой фотографии кто? (Президент США)

- Найдите на карте США.

- А кто на этой фотографии? ( Наша первая учительница)

- Гражданкой какой страны является учительница? (России)

- Покажите на карте.

ВЫВОД: Итак, мы выяснили, что перед нами жители разных государств. Граждане разных государств представляют все человечество.

ГРАЖДАНЕ - ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

3. Расширение нового знания.

1) Государства разные по площади.

- Какие государства вы знаете?

- В современном мире существует около 200 государств. Каждое государство имеет свою территорию и границы.

- А какие символы есть у каждого государства? (Герб, флаг, гимн, свои законы)

- Посмотрите на карту и найдите самые большие по площади государства. (Россия, США, Китай)

- Покажите их на карте.

- Вспомним герб России. (Золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите - государство имеет территории на Востоке и Азии

Короны - символ кровного родства славянских народов.
Скипетр - власть.
Держава - власть монарха)

- Послушаем гимн России.

- Посмотрите на карту. Найдите самые маленькие по площади государства.

- Прочитайте об этом в учебнике на стр. 42 2 абзац.

- Некоторые государства даже на карте нельзя увидеть, так они малы.

2) Государства - монархии и республики.

- А какие еще могут быть государства вы узнаете из учебника на стр. 42 3-4 абзац. Прочитайте и найдите ответы на вопросы, которые записаны у вас на карточках.

КАРТОЧКА.

1.Какие формы правления ты узнал?

2.Что называется монархией?

3.В каких государствах монархия? Найди и покажи их на карте.

4.Что такое республика?

5.В каких государствах республика? Найди и покажи их на карте.

- Проверка.

- Кто президент России?

- Может ли измениться форма правления в государстве?

- В каком государстве она изменилась?

Или

- А Россия всегда была республикой?

- А знаете, кто был первым царем на Руси? Об этом нам сейчас расскажет…

На доске фото Ивана Грозного

(Внук Ивана 3 - Иван 4 в 16 лет был провозглашен первым русским царем. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана 4 на царство. Стал Иван 4 – царем, государем Всея Руси - впервые в истории России. Все должны были беспрекословно подчиняться царю и выполнять его волю. Недаром народ прозвал царя Иваном Грозным.)

- А теперь поработаем с тетрадью на стр. 41 №93.

- Проверка.

3) Государства - недемократические и демократические.

- Где зародилось управление государством? (В Древней Греции)

- Как называлось? (демократия)

- Что такое демократия? (власть народа)

- Если народ не стоит у власти, то, как называется такое управление государством? (недемократическое)

- В государствах, где монархия, есть демократия? (нет. Недемократическое)

- В государствах, где республика, есть демократия? (да, демократическое)

- Прочитаем об этом в учебнике на стр. 42 3 абз. снизу.

- Читаем вслух.

- Что нового узнали?

- Могут ли монархии быть демократическими? (да)

- При каком условии? (Если есть парламент)

- Что такое парламент? (Собрание избранных народом депутатов)

- Что нового узнали про республику? (бывают недемократическими)

- При каком условии? (при диктатуре)

- Что такое диктатура?

- Мы с вами много знали о государстве, но оказывается не все.

4. Работа в группах.

- Поработаем в группах.

- Представим, что мы, наш класс - государство.

1 группа - аналитики.

Обсудят и расскажут нам о форме правления в нашем государстве с доказательствами.

2 группа - специалисты по геральдике.

Ваша задача придумать герб нашего государства.

3 группа - законодатели.

Вы придумаете законы нашего государства.

4 группа - народ.

Ваша задача внести предложения по улучшению жизни в нашем государстве.

Проверка.

5. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- В чем испытали затруднения?

- Что помогло выйти из затруднения?

- Над чем необходимо поработать?

6. Итог.

- Кто мы? Граждане? Граждане чего? Одного понять не могу, как называется наше государство?

- Дома вы придумаете название нашему государству, а потом выберем лучшее.

- Попытаемся наше государство сохранить и жить по этим законам.