Управление качеством образования через развитие индивидуальности личности

Разделы: Общепедагогические технологии


“Идеальное управление - когда управления нет,
а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать.
И каждый делает, потому что хочет этого сам”.

А. Гина

Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, которые предъявляются человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Модернизация образования на современном этапе призвана разработать условия и механизмы выхода на новое качество образования и управления им.

Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой.

Управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем результаты должны быть спрогнозированы в зоне потенциального развития возможных для конкретного школьника качеств.

Результатом работы школы должен стать набор ключевых, общепредметных и предметных компетенций у школьника в интеллектуальной, гражданско - правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

Необходимо разработать механизм управления качеством образования, обеспечивающий достижение нового качества образования, способствующий становлению самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в процессе обучения, что предполагает разрешение ряда противоречий:

  • между провозглашением ориентации на развитие школьников и существующей на освоение максимально большого объема знаний, что приводит к перегрузке учащихся;
  • между преобладанием внешней заданности в целях, содержании и технологиях обучения и внутренней мотивацией учащихся, внутренним потенциалом;
  • между доминирующей ориентации на среднего ученика в процессе обучения и индивидуальными склонностями учащихся;
  • между разнородным составом учащихся по уровню обученности и обучаемости, развитием познавательного интереса и применяемыми технологиями обучения.

Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас - учителей разных предметных областей? Во-первых, это наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в-третьих, урок как основная форма организации учебного процесса.

Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов? Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они - люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Наш ученик - выпускник современной школы, чтобы жить в современном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению “хочу” и “могу”. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречия? Как управлять качеством образования? Путей много. Остановимся на одном - управлении качеством образования через развитие индивидуальности личности.

Что же такое управление? Управление - процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа - системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть - поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

  • целеполаганием учащихся;
  • мотивацией их деятельности;
  • формированием умений учащихся;
  • созданием обратных связей “учитель”-“ученик”;
  • созданием проблемных ситуаций;
  • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Линии (направления) развития индивидуальности личности в учебном процессе.
(по А. Маслоу)

  • Самопознание- познание себя как субъекта учебной деятельности и познание своих личностных неучебных способностей с использованием учебного материала.
  • Самоопределение – самостоятельные, осознанные выборы учебных целей, задач, заданий и форм учебной деятельности.
  • Самореализация – проявление своего творческого потенциала в учебных ситуациях.
  • Совместное развитие – восприятие школьниками себя как источника для развития других и других как источника своего развития.
  • Саморазвитие – специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования. Саморазвитие в учебном процессе есть движение не нуля, а следствие определённого уровня развития самопознания, самоопределения, самореализации.

Приёмы организации учебной деятельности,
Задания на создание возможностей самопознания ( “Узнай себя!”):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, по заданному учебному плану , схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием ( рациональности способа решения и оформления задач, образности, личности плана сочинения, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);
  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности (“умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и оценивать результаты”);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
  • включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
  • “зеркальные задания” – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже на уроке литературы, а также “прикидка” на себя портретов различных типов учеников.

Задания на создание возможностей для самоопределения ( “Выбирай себя!”):

  • аргументированый выбор различного учебного содержания ( источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный или устный отчёт, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием.);
  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, режим – работа порциями и прочее);
  • задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
  • задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Задания на “включение” самореализации (“Проявляй себя!”)

  • требующие творчества в содержании работы (придумывания задач, тем, заданий, вопросов; литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении или выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
  • требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты; самостоятельная – не по образцу – постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное прохождение учебных тем и пр.);
  • выбор различных “жанров” заданий (“научный” отчёт, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.);
  • задания, создающие возможность проявить себя в определённых ролях: учебных, отражающих место и функции человека в познавательной деятельности ( оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.);
  • задания, предполагающие себя в персонаже литературного произведения, в “маске”, в игровой роли;
  • проекты, в ходе выполнения которых учебные знания и учебное содержание реализуется во внеучебной деятельности.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников
(“Твори совместно!”):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: “мозговой штурм”, театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
  • “обычные “ творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории ит.д.);
  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, лаборант, оформитель, эксперт-контролёр и т.п.;
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации ;
  • совместный анализ результата и процесса учебной работы;
  • Задания , предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы;
  • Стимулирование, мотивирование совместной творческой , индивидуальной , совместной работы; подчёркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

Задания и группа приёмов организации учебной деятельности, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать
(”Меняй себя ради себя!”).

  • задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценостной ситуации( например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу);
  • проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);
  • после серии тренировочных задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок,
  • задания на переработку своих учебных перспектив;
  • широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т. д., с предложением выбрать задания в соответствии со своим идеалом;
  • задания на выбор в соответствии с идеалом желаемой профессии.

Использование различных приёмов организации учебной деятельности создаёт предпосылки для активизации работы по саморазвитию и самосовершенствованию обучаемого. Учитель имеет возможность управлять качеством образования через развитие индивидуальности личности.