Урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе "Решение логарифмических неравенств, содержащих знак модуля"

Разделы: Математика


Цели:

1) Научить решать логарифмические неравенства со знаком модуля различными способами.

2) Повторить свойства логарифмической функции и её график.

Оборудование:

1) кодоскоп;

2) кодограммы;

3) координатная плоскость.

Целью данного урока является повторение свойств логарифмической функции при решении логарифмических неравенств, содержащих знак модуля и изучение различных способов решения таких неравенств. Решение названных неравенств относится к задачам повышенной сложности.

Теоретическое обоснование различных способов решения неравенств, содержащих знак модуля, учащиеся изучили самостоятельно в творческих группах. На уроке представители групп применяют изученную теорию к решению неравенства |3 – log2x| < 2 (из учебника А.Н. Колмогорова “Алгебра и начала анализа. 10 - 11” № 528 (б)).

1 способ решения. Решение неравенства |3 - log2x| < 2 .

Рассмотрим 1 случай решения.

По определению модуля числа:

| а | =

Рассмотрим первый случай, когда 3 - logx 0. Это неравенство равносильно следующему logx 3. Функция y = logt возрастает на

R+ (2>1), значит,

logx 3 <=> logx log8 <=> <=> 0 < x 8.

При выполнении этого условия данное неравенство примет вид:

3 - logx < 2 <=> logx>1 <=> logx > log2 <=> <=> x > 2.

Общее решение x є (2;8]

 

Рассмотрим 2 случай решения.

| а | =

Если 3 - logx < 0 <=> logx > 3 <=> logx > log8 <=> <=> x > 8.

При выполнении этого условия данное неравенство примет вид:

- 3 + logx < 2 <=> logx < 5 <=> logx < log32 <=> <=> 0 < x < 32.

Общее решение x є (8;32).

Следовательно, данное неравенство имеет решение – промежуток (2;32).

Ответ. (2;32).

2 способ решения. Геометрическая интерпретация модуля.

Если точка А на числовой оси имеет координату а, то её расстояние от А до О равно | а |.

|3 - log2x | < 2 <=> | log2x - 3 | < 2.

Расстояние от точки с координатой 3 до неизвестной точки с координатой log2x меньше 2, это точки с координатами от 1 до 5, то есть

1< log2x < 5,

log22< log2x < log232,

Функция y = log2t возрастает на R+ (2>1).

2 < x <32.

Ответ. (2;32).

3 способ решения. Алгебраический способ.

Смотрите приложение 1

Если в> 0, то |x| < в <=> - в < x < в,

|x| > в <=>

Решение |3 - log2x | < 2 <=> - 2 < 3 - log2x < 2 <=> - 5 < - log2x < -1<=> 1< log2x < 5 <=> <=> 2 < x < 32.

4 способ решения. Графический способ.

 Построим график функций y = |3 - log2x | и y = 2.

Прямая y = 2 проходит через точку (0;2) и параллельна оси ОХ.

Для построения графика y = |3 - log2x |, построим сначала график y = log2x.

Составляем таблицу и пунктиром строим график.

X 1 2 4 8
y - 1 0 1 2 3

 

Затем график функции y = log2x отображаем симметрично относительно оси ОХ и переносим вдоль оси ОУ на 3 единицы вверх. Получим график функции y = 3 - log2x . Остаётся часть графика, находящуюся в нижней полуплоскости, отобразить в верхнюю.

Так как y = |3 - log2x | < 2,то нас интересуют те значения х, при которых график функции y = |3 - log2x | находится ниже графика функции y = 2 , а это х є (2;32).

Учитель, спрашивает, класс какой из способов им больше понравился и почему?

Самостоятельная работа, каждый решает понравившимся ему способом неравенство |3 log x - 1| < 2, ответ (;10).

Домашнее задание № 528 (г) решить всеми четырьмя способами.