Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели и задачи:

  • Ввести учащихся в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного.
  • Развитие познавательного, творческого интереса к предмету литература и история, к истории своей Родины.
  • Рассмотреть личность царя в 1 главе произведения, разобраться в том, как видят его гусляры и автор.
  • Воспитание ответственности, патриотизма, гордости за прошлое нашей страны.
  • Работать над выразительным чтением произведения, развитие мышления, формирование речевого умения.
  • Пополнять и активизировать словарный запас учащихся.

Организация учебно-познавательной деятельности: работа учащихся с дополнительной литературой и словарём; чтение и анализ главы из “Песни…”; инсценировка литературных произведений.

Оборудование урока:

1) репродукции картин М.В.Васнецова “Иван Грозный”, И.Е.Репина “Иван Грозный убивает своего сына”

2) грамзапись “Песни…”

3) выставка рисунков учащихся, книг об Иване Грозном

Структура урока: интегрированный урок литературы и истории (вводный)

Словарь:

Мед пенный-легкий спиртной напиток

Трапеза-парадный обед

Стольник-придворник, прислуживающий за царским столом

Малюта Скуратов-глава опричников

Опричник-человек, служивший в опричнине. Специальные царские войска этого времени.

Аргамак- конь для верховой езды, для конных сражений

Кушак-матерчатый пояс, который носили с нарядной одеждой

Отороченный-обшитый по краям

Смирная одежда- монашеская траурная одежда

Личина, машкара- маска

Тиун-доверенный слуга, приказчик, управитель

Террор-устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя литературы.

Ребята, сегодня мы вновь обращаемся к творчеству М. Ю. Лермонтова. С какими произведениями этого поэта и писателя вы уже знакомы?

В Закавказье, где Лермонтов не раз бывал, в старину говорили: “30 лет человек должен учиться, 30 - путешествовать и 30 - писать, рассказывать людям все, что он увидел, узнал, понял”. К сожалению, судьба не была так благосклонна к поэту и отпущено ему было в три раза меньше (он прожил всего 27 лет) . Но даже за такой короткий срок он оставил потомкам огромное литературное наследие. Вся его судьба есть подтверждение другого старинного изречения: “Жизнь ценится не за длину”. И то, что он дал, - это очень много, это целый мир.

При жизни поэта увидела свет лишь небольшая часть его произведений: несколько стихотворений, поэмы “Хаджи Абрек”, “Казначейша”и “Песня про царя Ивана Васильевича…”, с которой мы сегодня и будем знакомиться.

Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 г. он записал в своей тетради: “Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях.”Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нем зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период московской истории - царствование Ивана Грозного. Задумал свою “Песню”Лермонтов в 1836 году.

По свидетельству современников, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрьевича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены купца, жившего в Замоскворечье, по-старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил ее на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поругание жены и затем, арестованный, наложил на себя руки. Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами “Ставр боярин”или “Мастрюк Темрюкович”

“Песня…”вышла в 1838 году с подписью “въ…”,т. к. цензура не позволила поставить имя автора, попавшего в опалу за стихи на смерть А.С.Пушкина.

Прежде чем окунемся в поэтический мир лермонтовского творения, давайте вспомним историю, заглянем во времена 16 века, когда происходили описанные в “Песне…”события.

- Входят 2 стрельца (под звуки фанфар) .

- Ать, два, ать, два. На месте стой, ать, два.

Мы стрельцы. Создал стрелецкую армию русский царь Иван Грозный в 1550 году. Ходили мы с ним в походы брать Казань, Астрахань, Сибирские земли. По всей земле русской лежат косточки наши, а сколько никто и не считал. А в ваш город пришли не случайно, потому что кланялись мы ему в 1552 году с просьбой присоединения нашей республики в состав русского государства, и в этом году исполняется 455 лет. В 1583 г. по указу царя мы в Козьмодемьянском поселении острог поставили. Построили церковь, деревянные башни и стали нести службу, землю и Волгу нашу от врагов охранять. Если проплывали по Волге неведомо чьи суда, то мы из пушек палили и велели к берегу приставать. Если купцы добрые, то отпускали. А если враги, то головы рубили или в тюрьму сажали. А сейчас к вам в Козьмодемьянск пришли, чтобы зачитать вам Указ, поскольку грозен наш царь.

“Люди земские, от дворянина до мещанина, царя бойтесь и служите ему верою и всегда о нем бога молите и ложно отнюдь не глагольте пред ним; но с покорением истину отвещайте ему, яко самому богу, и во всём повинуйтесь ему.

“Не говорите неучтивое слово кромешнику (т. е. опричнику) , яко не оскорбить бы самого царя”

Железяки на пузяки, ать, два, ать, два. (Стрельцы выходят из класса.)

Слово учителя истории.

Прозвал народ Ивана Васильевича из династии Рюриковичей Грозным, за дела его жестокие, за нрав дерзкий, за вид грозный.

Много горя и несчастий выпало на долю малолетнего царевича:

- в три года остался без отца;

- в этом же году составили заговор с целью свержения малолетнего великого князя Ивана и его регентши – Елены Глинской;

- когда Ивану исполнилось восемь – умерла его мать, Елена Глинская;

- ожесточенная борьба боярских группировок за влияние на молодого Ивана и власть в государстве;

- в год венчания Ивана на царство (в 1547 г.) произошел пожар в Москве, что привело к восстаниям;

- кровь рекой лилась на глазах подрастающего царевича.

Все это наложило тяжелый отпечаток на формирование характера, взглядов, а также на внешний вид самого царя.

Сообщение ученика об Иване Грозном.

Другой ученик зачитывает отрывок из романа В. Костылева “Иван Грозный”.

“Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам- высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом! Большой крючковатый заострённый нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигуры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдалённых уездов пушкарей. Тут же вспомнилось и всё то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе.”

Учитель литературы: Ребята, посмотрите на картину М.В.Васнецова “Иван Грозный”.

- Удалось ли художнику передать “грозность”царя? (Ответы учащихся) .

Вы правы, царь показанан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках. Он смотрит на нас как бы сверху. Все это создает впечатление величественности царя. Он запечатлен на полотне как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей.

Дальше обращаемся к произведению. Прослушивание 1главы “Песни..”

Вопросы классу:

- Где мы с вами присутствуем?

- Каким показан царь в первой картине “Песни..”

- Как описывает царя автор?

- Как относится царь к Кирибеевичу, почему он сначала так быстро на него рассердился? В чём подозревает его Иван Грозный? О чём, по мнению царя, может горевать добрый молодец? (Ответы учащихся)

Вывод учителя: Мы присутствуем на пиру у Ивана Грозного. Он изображен в ореоле величия, он пирует во славу божию. Царь подозрителен, он всюду видит измену - он зорко наблюдает за опричниками, распоряжается и повелевает. Царь грозен: “Словно ястреб взглянул с высоты небес…”Как человеку грубому и развращенному властью, ему чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях. Итак, мы видим, что образ царя сложен. Он жесток и подозрителен, но в то же время может быть и щедрым. Ребята, но только к кому был царь великодушным? Как вы думаете и почему? (Ответы учащихся) Правильно. К опричникам.

Физкультминутка.

Учитель истории.

Царевич Иван еще в малолетстве осознал, что опираться на бояр и доверять им опасно. Своеобразие Ивана IV как личности, а возможно, народный гнев после пожара повлиял на настроение царя, и он решился на реформы.

Он создает систему управления государством, но наличие Земского собора, Боярской думы и Избранной рады ограничивали власть царя, стремившегося к самостоятельному правлению.

В 1553 году царь тяжело заболел и даже назначил преемника, царевича Дмитрия, но бояре желали поставить на престол своего избранника. Царь выздоровел и не простил неповиновения. Для укрепления своей власти потребовал лучшие земли в свое личное правление, кроме тех, что достались ему в наследство. Так появилась опричнина.

- Что такое опричнина? (Ответы учащихся) .

Среди историков нет единого мнения о смысле учреждения Иваном Грозным опричнины. Ряд историков видел в опричнине борьбу против отдельных личностей среди высшего боярства, неугодных царю.

С другой стороны, опричнина явилась следствием маниакальной подозрительности царя, выросшего в атмосфере недоверия и интриг, видевшего убийц и заговорщиков даже среди самых преданных ему лиц. Именно поэтому главным требованием к опричникам была личная собачья преданность Ивану.

- Что являлось атрибутами верности царю опричников?

(отсюда своеобразная атрибутика опричника - пёсья голова, притороченная к седлу; ещё один атрибут опричника - метла - символизировала избавление царя от неугодных ему людей) .

Обращаем внимание на рисунок, сделанный учеником, где изображён опричник.

Террор же стал лишь одним из методов ведения борьбы против аристократической верхушки.

- Как называлась остальная часть государства? Чем она отличалась от земщины?

Особенности опричнины:

- разделение территории государства на опричнину и земщину;

- особое войско (опричники)

- переселения и казни неугодных, т.е. террор.

Для того чтобы обеспечить 6 тысяч своих опричников землей, Иван Грозный выселил с территории опричнины 9 тысяч дворян.

Учитель литературы: Царь любит своих опричников, дорогими подарками балует. Находим вместе с учащимися в тексте произведения описание одежды и другие свидетельства богатства Кирибеевича. Один ученик выразительно прочитает отрывок вслух, выделяя интонацией детали портрета опричника:

И сказал ему царь Иван Васильевич:
“Да об чём тебе, молодцу, кручиниться….”
“Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися….”

- Каков характер любимца царя? (Его хвастовство настораживает нас. Он скрыл правду, что полюбил замужнюю женщину.)

- Неужто Кирибеевич испугался царя? (Ответы учащихся)

Он боялся осуждения царя, т. к. против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.

Посмотрите, как нарисовал Кирибеевича Дима Артемьев.

Царь на стороне опричников - это его слуги, его опора. Царь и опричники-хозяева города. В результате опричнины создалась совершенно невыносимая обстановка, которая хорошо передана в стихотворении А.К.Толстого “Василий Шибанов”. Читает ученица.

Учитель литературы: Все мечтали о том времени, когда опричнина сгинет. Инсценировка стихотворения А.К.Толстого “Князь Михайло Репнин”

(Звучит “Марш Акпарса”)

Вопрос классу: Подумайте, в каких строках поэтического текста заключен главный смысл стихотворения? (Опричнина да сгинет)

Учитель истории: Опричнина просуществовала до 1572 года.

Митрополит Филипп открыто выступил против карательной политики царя, а в 1568 году в знак протеста уехал в монастырь.

В 1571 году на русскую земле вторглись войска Девлет - Гирея и была сожжена Москва. Опричное войско оказалось не способным противостоять этому нашествию. И лишь ополчение с земщины, созданное в помощь опричникам, смогло разгромить войска Девлет-Гирея.

В этом же году опричнина была преобразована в “государев двор”.

Учитель литературы: Итак, ребята, мы с вами окунулись в эпоху Ивана Грозного, рассмотрели его образ в 1 главе “Песни…”(на следующих уроках мы его дополним) и видим, что это могучая натура, но искаженная безграничностью власти. Лермонтов не щадит своего героя: он страшен в гневе, болезненно мнителен и подозрителен. И в то же время есть в нем величественность, масштабность. Учащиеся чертят в тетрадях таблицу “Изображение Ивана Грозного Лермонтовым”

Жесток, болезненно подозрителен, несправедлив, мстителен Может быть щедрым по отношению к людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие

Ребята, происхождение имени нашего города тоже связывают с Иваном Грозным. Я просила вас найти об этом материал (сообщение ученика) . (Царь Иоанн IV, после покорения Казани, в 1552 году, возвращался на судах вверх по Волге, 1 ноября, в день св. бессребреников Козьмы и Дамиана, остановился на ночлег там, где теперь Козьмодемьянск. Местность ему понравилась, и он назначил здесь быть крепости во имя этих святителей, из соединения имен которых и получилось название.)

Домашнее задание:

  • прочитать 2,3 части “Песни…”
  • написать челобитную царю с просьбой отмены опричнины, указав причины, или с просьбой восстановления часовни в городе.