Урок математики в 6-м классе "Противоположные числа"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

  • Выработать прочные навыки определения положительных и отрицательных, противоположных чисел; чисел целых. Находить противоположные при решении упражнений, при решении уравнений; находить целых соседей любого числа; находить все целые, расположенные между двумя данными.
  • Способствовать воспитанию у учащихся внимания, аккуратности в применении правил, аккуратности при выполнении письменных работ. Вызвать интерес к результатам своей деятельности на уроке; к результативности при решении определенных упражнений.
  • Способствовать формированию у учащихся умения планировать свою деятельность; умения анализировать математические предложения.
  • Способствовать развитию логического мышления и абстрактного математического представления.

Ход урока

1. Организация урока.

Подготовка к активной деятельности учащихся.

Слово учителя:

Очень восхитительные
Числа положительные!
А числа отрицательные?
Тоже замечательные!
Только ноль, как постовой,
Охраняет их покой.
Если точка вам нужна –
Выходите вы с нуля.
Ну а противоположные
Вообще не очень сложные!

2. Проверка домашнего задания.

Во время беседы учителя с детьми класса три человека работают у доски по карточкам.

1) Задания по карточкам.

№1. Отметить на координатной прямой точки, противоположные данным: А(-4), В(-2), О(0), Е(1), Д(1,5), С(3).

Назовите их.

№2. Найдите значение выражения.

Если х=-3, то –х=...

Если –а=8,5, то а=...

Если –(-в)=7, то –в=...

№3. Составьте верные равенства

-(-а)=...

60=-...

-(-0,4)=...

7,23=...

-...=-4

2) Беседа учителя с детьми класса.

  • Возникли ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания?
  • Хотелось бы остановиться на творческой части вашей домашней работы. Итак, каждый из вас пытался художественно изобразить противоположные характеры, образы, может быть значения, которые встречаются в жизни. Кто-то нарисовал толстого и тонкого человечка, кто-то черную и белую шахматные фигуры. Вобщем все то, что встречается в нашей с вами жизни.
  • Скажите, а вы встречались, например, на уроках русского языка со словами, имеющими противоположные значения?
  • А как называются такие слова?
  • А на уроках математики что-то похожее нам встречалось? (Противоположные числа)
  • Тогда давайте сегодня поработаем с такими числами.
  • Итак! Какая у нас сегодня с вами тема урока? (Противоположные числа)

3) Один ученик проверяет работы учащихся у доски (работало 3 человека).

3. Устная работа.

Приложение 1

Слайд 1.

  • Давайте вспомним, какие числа в математике называются противоположными?
  • Назовите точки, имеющие на координатной прямой противоположные координаты.
  • Назовите точки, для которых нет соответствующих точек с противоположными координатами.
  • А какие им будут противоположны?
  • На каком расстоянии от точки О на координатной прямой находятся точки с противоположными координатами?
  • Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?
  • А существует ли число, которое противоположно самому себе?

Назовите его.

Слайд 2.

  • Выберите натуральные числа
  • Выберите целые числа
  • Выберите противоположные числа
  • Будет ли 6,7 целым? Почему?
  • Назовите целых соседей для 0? 5? -5? -12,3?

Слайд 3.

  • Найдите в ряду лишнее.

Почему?

Слайд 4.

  • Найдите ошибку

Слайд 5.

Слайд 6.

  • Назовите все целые, которые расположены на координатной прямой между -3 и 4.

Слайд 7.

  • Как называются числа, расположенные слева от 0?
  • Как называются числа, расположенные справа от 0?
  • Какие числа называются целыми?

4. Закрепление изученного материала.

Решение задач и упражнений.

  • Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы применять свои знания о противоположных числах при выполнении упражнений письменно.

Обратите внимание на №912(б). Выполним его вместе. (У доски один ученик

решает и комментирует).

№912(б)

Если -к=27, то к=-27

Если -к=-35, то к=35

Если -к=7,1, то к=-7,1

Если -к=-6,9, то к=6,9

  • Ребята! Нахождение противоположных может встречаться и при решении уравнений.(Один человек у доски).

№916.

а) -х=607 б) –а=30,4
х=-607 а=-30,4
  • Одним из интересных заданий является нахождение всех целых чисел, расположенных между двумя данными. Посмотрим на № 917(а,г). (Учитель показывает на доске и выполняет вместе с учениками, комментируя).

№ 917(а,г).

а)-8 и -5 г) -3,6 и 4,2
-7; -6 -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4.

5. Проверка понимания изученного материала.

  • Давайте теперь вы самостоятельно попробуете выполнить этот №917 до конца.

Проверьте себя сами: в достаточной ли вы степени владеете знаниями о противоположных числах. (Результаты сравниваются с ответами на обратной стороне доски).

№917

б)-2; -1; в)-1; 0; 1; д)0; 1; 2; е)3; 4; 5;
ж)-7; -6; -5; з)-10; -9; -8; -7; -6; -5; -4.    
  • Дети! Кто из вас справится с заданием раньше всех, поднимите руку. Но время зря не теряйте и обратите внимание на №943. Вспомните, что мы с вами изучали еще и числа, обратные данным. Так вот, уловив разницу между противоположными и обратными числами, вам не составит труда выполнить и это задание.

№943(дополнительно)

6. Подведение итогов урока.

  • Ребята!

Вы сегодня много работали! Хорошо работали!

Но ваши результаты – это карточки, полученные вами за урок.

Если количество карточек у вас 5 и больше, то ваша оценка близка к “5”;

если 4 – то к “4”.

Осталось сделать только один шаг.

  • Выложите карточки в таком порядке, в каком бы вы расположили числа на координатной прямой.
  • В каком порядке расположены ваши числа? В порядке возрастания или в порядке убывания?
  • На обратной стороне карточек напишите числа, противоположные данным. А теперь в каком порядке расположены числа?

Обратите внимание, как может быть прекрасна и удивительна математика!

Как она одновременно может быть сложна, проста, очевидна и, в то же время, увлекательна!

Математика, как никакая другая наука, дает яркое и ясное изображение действительности, изображение окружающего нас мира!

7. Задание на дом.

1) №943, 947, 948.

2) Найти пословицы, поговорки или загадки, отражающие противоположности в нашей с вами жизни.

Пояснительная записка.

В течение всего урока детям за правильные ответы раздаются карточки с написанными на них целыми числами. Количество этих карточек и будет говорить об оценке каждого учащегося за работу на уроке.