Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Словосочетание"

Разделы: Русский язык


Тема: «Словосочетание».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная – совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
  • Развивающая – развивать внимание, память.
  • Воспитательные – воспитание патриотизма, любви к своей Родине через чтение и разбор отрывков из произведений И. Никитина, И. Грекова и других поэтов; воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
  • познакомиться с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского.

Оборудование: интерактивная доска; таблицы; учебник; карточки с текстами; отрывки из произведений Б.Заходера, И.Никитина, И.Грекова, М.Исаковского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

А) Учащиеся рассказывают, что они узнали о деятельности А.М.Пешковского.

Б) Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация.

Учитель. Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике: (текст проектируется на доске)

Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Б.Заходер.

– Интересно, а при чем тут запятая?
– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.
– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?
– Зачем нужны знаки препинания на письме?

В) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них.

Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания. Текст проектируется на доске.

Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки

Одному из учеников предлагается прочитать текст вслух. Затем учащиеся отвечают на вопрос:.

– Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? (Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.)

Один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске. Затем учащиеся сравнивают два варианта. Исправляют допущенные ошибки; тест читается со знаками препинания. Учащиеся полнее отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: для чего нужны знаки препинания на письме? Для уточнения ответа ученикам предлагается подумать. Какие знаки препинания использованы в тексте; почему в этом тексте нельзя было использовать только один знак препинания, например, точку?

Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.

Г) Составление таблицы «Знаки препинания и их роль».

– Предлагаю вам начать работу по составлению таблицы о роли знаков препинания на письме. По ходу изучения знаков, выполняя задания с разными знаками препинания и выясняя их роль в каждом случае, вы будете вносить новые сведения в свои таблицы.

Знаки препинания

Роль знаков препинания

Пунктуационные знаки завершения:
Точка
Вопросительный знак
Восклицательный знак
Завершение предложений в тексте

III. Изучение новой темы на основе наблюдения

Учащиеся отрабатывают умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.

А) Чтение основного теоретического материала на с. 95.

Б) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании (с.99, упражнение 260 выполняют учащиеся с низким уровнем обучения, а упражнение 261 – остальные учащиеся).

В) Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова (с.101, упражнение 268).

Г) Понятие об именных и глагольных словосочетаниях, их употребление в речи (с.102, чтение теоретического материала).

IV. Постановка и решение проблемной ситуации.

(Проектируется два столбика слов.)

Степь,
глухой,
над,
путь,
неизвестный,
в,
облака,
цепью,
бесконечный,
плыть.
Над глухой степью
в неизвестный путь
бесконечной цепью
облака плывут.

И.Никитин.

– Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)

Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на интерактивной доске).

Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег.

– Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).

V. Составление и заполнение таблиц

Виды словосочетаний по строению

Именные

Глагольные

   

Таблица заполняется примерами из упражнения 270 на с. 102–103 (работа у доски).

Составляется таблица, которая заполняется примерами из стихотворения И.Грекова.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительное Существительное + существительное
На зеркальной воде На зелени дерев

Текст спроектирован на доске. Учащиеся выразительно читают его, затем выписывают словосочетания, заполняя таблицу, и делают вывод.

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

И.Греков.

Виды глагольных словосочетаний

Глагол + существительное

Глагол + наречие

 

 

Таблица заполняется примерами из стихотворения, текст которого проецирован на доске, делается вывод.

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

М.Исаковский.

VI. Орфоэпический диктант с самопроверкой

Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости.

Задание: 1-я группа выписывает пять именных и глагольных словосочетаний, а 2-я группа выписывает слова с орфограммой в корне слова.

VII. Проверочный тест

1. Укажите именные словосочетания:

А) устный счет;
Б) участие в соревновании;
В) участвовать в игре;
Г) чествовать победителя;
Д) шел по дороге.

2. Укажите глагольные словосочетания:

А) гигантский завод;
Б) сверкнуть на солнце;
В) доблестный воин;
Г) неприятный запах;
Д) работать на поле.

3. Найдите глагольные словосочетания:

А) ужасный ветер;
Б) расстилаться по равнине;
В) искусный мастер;
Г) вершина ели;
Д) собирать крыжовник.

Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.

VIII. Итог урока

– Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Заполните таблицу примерами устно: распределите словосочетания по группам.

Именные

Глагольные

   

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок,
хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись.