Урок алгебры в восьмом классе: "Решение текстовых задач при помощи рациональных уравнений"

Разделы: Математика


Особое место в школьном курсе математики занимают текстовые задачи. Следует отметить, что, решая на уроках алгебры текстовые задачи, учитель математики работает не только на себя, подготавливая учеников к умению осмыслить текст задач в курсе геометрии, без чего говорить о возможности решения этих задач бессмысленно, но также помогает преподавателям физики, химии и даже литературы, так как для того чтобы решить задачу необходимо внимательно прочитать текст задачи, понять его, выделить главное, т.е. разложить все данные «по полочкам».
Не случайно, оценивая задачу, решаемую с помощью уравнения или системы уравнений, учитель отдельно оценивает верность составленного уравнения или системы, так как добросовестного ученика безусловно можно обучить различным математическим алгоритмам, но умению думать научить без текстовых задач невозможно.

Урок рассчитан на один час.

Цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

ХОД УРОКА

Задача № 386а (по учебнику «Алгебра-8», С.М.Никольский и др., 2006 г.)

Расстояние между двумя населенными пунктами 50 км. Из этих пунктов одновременно навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста на 30 км/час больше. Встретились они на расстоянии 10 км от одного из населенных пунктов. Какова скорость велосипедиста?

  1. Определить, кто удалится на большее расстояние от начальной точки своего движения.
  2. Определить, какую величину удобнее принять за х.
  3. Составить таблицу, систематизирующую данные задачи и подводящую к составлению уравнения.

 

V, км/ч

t, ч

S, км

Мотоциклист

х + 30

40/(х + 30)

50 – 10 = 40

Велосипедист

х    (?)

10/х

10

Составим уравнение: .

Это уравнение имеет единственный корень х = 10. Итак, скорость велосипедиста 10 км/ч.

Задача № 395  (по учебнику «Алгебра-8», С.М.Никольский и др., 2006 г.)

Двое рабочих выполнили некоторую работу за 8 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить ту же работу на 12ч быстрее второго, если тот будет работать отдельно. За сколько часов второй рабочий один может выполнить ту же работу?

  1. Отметить, что задачи на совместную работу знакомы ученикам с 5-го класса.
  2. Обратить внимание на то, что «быстрее» значит меньше времени.
  3. Определить, какую величину удобнее принять за х.
  4. Составить таблицу, систематизирующую данные задачи и подводящую к составлению уравнения.

 

t, ч

Производительность (работа/ч)

Работа (работа)

1-ый рабочий

х – 12

1/(х – 12)

1

2-ой рабочий

х  (?)

1/х

1

1-ый и 2-ой вместе

8

1/8

1

Составим уравнение: .

Это уравнение имеет два положительных корня х = 4 и х = 24. Так как при х = 4 время работы 1-го рабочего будет равно 4 – 12 < 0, то х = 24. Итак, время работы 2-го рабочего равно 24 ч.

Задача № 465  (по учебнику «Алгебра-8», С.М.Никольский и др., 2006 г.)

Расстояние между двумя пунктами 40км. Из одного из них в другой одновременно выезжают автобус и велосипедист. Скорость автобуса 50км/ч, велосипедиста 10км/ч. Автобус доехал до населенного пункта, потратил на остановку 6мин и выехал в обратном направлении с той же скоростью. На каком расстоянии от первого населенного пункта встретятся велосипедист и автобус?

  1. Обратить внимание на размерность и привести все величины в единую систему измерений; 6 мин = 1/10 ч.
  2. Осмыслить условия задачи с помощью рисунка 1, приняв искомое расстояние за х км.

Рисунок 1
Рисунок 1

  1. Составить таблицу, систематизирующую данные задачи и подводящую к составлению уравнения.

 

V, км/ч

t, ч

S, км

Автобус

50

(80 – х)/50

40 + (40 – х) = 80 – х

Велосипедист

10

х/10

х  (?)

Составим уравнение: .

Это уравнение имеет единственный корень . Итак, велосипедист и автобус встретятся на расстоянии км от первого населенного пункта.

Задача № 260(1) (из экзаменационного сборника по алгебре за курс основной школы, 9 класс, Л.В.Кузнецова и др.).

На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходил круг на 2мин быстрее другого и через час обогнал его ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходит круг?

  1. Обратить внимание на то, что вместо привычной величины «скорость» в этой задаче на движение необходимо найти период вращения, измеряемый в мин/круг. Для этого уместно предложить ученикам устную задачу: Лыжник проходит два круга за 10мин. За сколько минут лыжник пройдет один круг? Что является делимым, а что делителем в ходе решения этой задачи?
  2. Обратить внимание, что [мин] : [мин/круг] = [круг].
  3. Привести все данные в единую систему измерений: 1 ч = 60 мин.
  4. Определить, какую величину удобнее принять за х.
  5. Составить таблицу, систематизирующую данные задачи и подводящую к составлению уравнения.

 

T, мин/круг

t, мин

S, круги

1-ый лыжник

х        (?)

60

60/х

2-ой лыжник

х + 2    (?)

60

60/(х + 2)

1) Составим уравнение: .

Это уравнение имеет два корня: х =  – 12 и х = 10. Так как по смыслу задачи х > 0, то х = 10.

2) 10 + 2 = 12 (мин). Итак, первый лыжник проходит круг за 10 мин, а второй за 12 мин.

Итоги урока:

1. Повторили табличный способ систематизации данных задачи, при необходимости дополненный рисунком.
2. Еще раз обратили внимание на то, что задача решается в единой системе измерений.
3. Отметили, что если уравнение, составленное к задаче, имеет два корня, то полученные решения требуют смысловой проверки.
4. Обратили внимание на то, что нельзя решать задачу «автоматически»; необходимо прежде всего внимательно ее прочитать, оценить в каких единицах измеряется каждая величина, данная в задаче, как эти величины связаны между собой и той величиной, которую следует найти, и только после этого, выбрав способ решения, приступить к самому решению.

Домашнее задание: Задачи №№393, 391в (Алгебра-8, С.М. Никольский и др., 2006 г.).

Комментарий: представляется целесообразным на первом уроке по данной теме рассмотреть задачи одного плана (здесь  –  на движение и работу), приводящие к достаточно простым уравнениям.