Урок литературного чтения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функциями в художественном произведении.

Задачи:

  • способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
  • совершенствовать навык чтения.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Учитель предлагает отгадать загадку:

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук)

- Как догадались, что это жук?

- Каких вы знаете жуков?

Послушайте стихотворение А. Барто “Жук” и постарайтесь определить героев этого стихотворения.

2. Первичное восприятие произведения и работа над содержанием.

- Чтение стихотворения учителем.

- Назовите героев этого стихотворения. (девочка, жук)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Расскажите, какой вы представляете себе девочку. Докажите, используя текст.

3. Нахождение связи между звуковым рядом и эмоциональным фоном.

Работа отдельно с каждым четверостишием.

- Кого нашла девочка? (жука)

- Закройте глаза и попробуйте определить какой звук помогает нам представить находку девочки.

Чтение первого четверостишия одним учащимся.

Выделение из текста звуков [ш], [ж].

На доске записаны слова: радость, тревога, печаль.

- Как вы думаете, какое эмоциональное состояние создают эти звуки? Выберите из предложенного, а может захотите добавить своё.

- Прочитайте первое четверостишие, передав это эмоциональное состояние.

Аналогичная работа над вторым и третьим четверостишием.

Вывод: Звуковой ряд в стихотворении помогает определить его эмоциональный фон, что помогает выразительному прочтению.

4. Физминутка.

5. Работа в парах.

У учащихся на парте конверты, в которых лежат иллюстрации разных жуков.

- Найдите и прочитайте описание жука.

- Рассмотрите иллюстрации жуков. Есть ли среди них похожий на находку девочки? Докажите.

- Выпишите из стихотворения слова, которые помогают ответить на вопрос:

1 ряд: Что я вижу в стихотворении?

2 ряд: Что я слышу в стихотворении?

3 ряд: Что я чувствую, читая стихотворение?

По одному человеку от ряда записывают слова на доске после того, как закончили работу в тетради. Благодаря этим записям закрепляются умения: находить героев произведения; составлять эмоциональный фон произведения, опираясь на звуковой ряд.

- Прочитайте стихотворение, передав эмоциональный фон всего стихотворения.

6. Определение цветового фона.

На доске лист бумаги формата А-3, у учащихся небольшой листик белой бумаги (палитра).

- Какую цветовую палитру использует А. Барто в своём стихотворении, чтобы передать свои мысли, чувства, настроение?

Наносим цвета, доказывая выбор. Цвета наносим кисточкой.

- Совпадает ли эмоциональный фон стихотворения с его цветовой палитрой?

- Близко ли вам содержание стихотворения?

- Прочитайте его от своего имени, передав своё настроение.

7. Рисование ромашки и жука.

- Представьте, что это перед вами ромашка, на которой сидит жук. Нарисуйте.

8. Итог урока.

Выставка рисунков.

- Что новое узнали на уроке? (Звуковой и цветовой ряд стихотворения помогают определить его эмоциональный фон.)

Чтение стихотворения хором всеми учащимися.

Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.