Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • осмыслить образный строй поэмы, её художественные особенности,
  • осознать тяжесть выпавших на долю современников поэта испытаний,
  • уяснить гражданскую и поэтическую миссию поэта в обществе.

Методы и приемы:

  • комментированное чтение,
  • аналитическая беседа,
  • смыслопоисковый диалог,
  • комплексный анализ текста,
  • лингвистический эксперимент.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: запись фрагментов поэмы в исполнении А. Ахматовой.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1. Тест по творчеству А. Ахматовой (см. Приложение 1).

2. Д/З к уроку: Выпишите названия и годы издания тех сборников, которые вышли при жизни А. Ахматовой. Обратите внимание на 19-летнюю паузу между 5 и 6 книгами. Какие события в это время произошли в жизни Ахматовой?

2. Аналитическая беседа.

Оформление доски :

“- Петь не могу ! – Это воспой!”

М. Цветаева.

“…Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Учитель:

Какой исторический и жизненный контекст положен в основу “Реквиема”?

Вариант ответа учащихся: Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: её сын Лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его арестовали в 1935 г., и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 г. и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Гумилева арестовывают в 1949 г., приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова первые два ареста рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 г., по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Открывающее основную часть цикла стихотворение “Уводили тебя на рассвете…” непосредственно изображает арест в 1935 г. мужа Ахматовой Н.Н. Пунина, остальные связаны с арестом сына.

Но “Реквием” – это не только личная трагедия, но и трагедия народная. За семнадцать месяцев стояния в тюремных очередях, хождения по разным инстанциям, безрезультатных попыток помочь сыну и доказать его невиновность, она, “трехсотая с передачею”, увидела сотни, тысячи несчастных женщин, которым, как и ей, оставалось лишь одно – отчаяние бессилия перед безжалостной государственной машиной, пожирающей ни в чем не повинных людей. Здесь она встретила прототипы тех, кто станет обобщенным образом страдания, ту, что “мертвых бездыханней”, старуху, которая “выла, как пойманный зверь”, и ту, “что едва до окна довели”. Все они помечены одним несчастьем, на всех обрушилась одна беда. Расстрел Н.С. Гумилева, гибель в лагере Н.Н Пунина, аресты и скитания по тюрьмам и лагерям сына, аресты и исчезновения многих друзей и знакомых – под такими ударами могла сломаться любая жизнь, но Ахматова устояла. Лишь немногие близкие люди знали о существовании этого произведения. Не смея записать текст, они запоминали стихи. Лидия Чуковская вспоминала о том, что “Реквием” знали наизусть 11 человек и ни один не предал Ахматову. При знакомстве с поэмой и ее структурными частями поражает чересполосица дат, которые являются своеобразными знаками того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни.

Учитель:

Почему, пережив подобное, в 1964 году Ахматова утверждает, что счастлива тем, что жила в эти годы?

Учитель:

“…Да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со стороны видишь?”

(И. Бродский). Что имел в виду Бродский? Что давало силы и мужество хрупкой женщине, посетительнице “Башни” Вяч. Иванова, утонченной модели Модельяни, завсегдатаю артистического кабачка “Бродячая собака”?

Вариант ответа учащихся: Что давало ей силы? По-видимому, вера в свое предназначенье – сказать о своем времени то, что не может сказать никто другой, неизбывность надежды и веры в конечное торжество справедливости. Оторванная от всех, обреченная на одиночество, окруженная подозрительностью властей, она сознавала, что страдает не одна, страдают многие, страдает народ, отечество. Эта внутренняя органическая связь с миром, ощущение родства было ей присуще от природы, что подтверждают стихотворения 1917г. “Мне голос был…”, 1922г. “Не с теми я, кто бросил землю”. Из стихотворения Ахматовой “Так не зря мы вместе бедовали…” (1961), впервые опубликованного только в 1987 г., взят эпиграф к “Реквиему” (прочитать).

С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общественного выделен в афористических строчках эпиграфа – смыслового ключа произведения.

Учитель:

Согласны ли вы с тем, что “Реквием” представляет собой отдельные лирические стихи, фрагменты, написанные в 1935-1940 гг. и связанные с трагическими событиями в жизни автора, к которым он получил возможность вернуться в иное время – в начале 60-х гг., ведь и эпиграф, и “Вместо предисловия” более позднего происхождения?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. Лирика предельно обобщает и одухотворяет события и человеческие индивидуальности. В “Реквиеме” нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины, в “Распятии”, даже Христос не назван, Мария – “Мать”, Иоанн – “любимый ученик”. О непосредственно общезначимом говорится и соответствующим языком. Но события, происходящие с огромным количеством людей, с народом – предмет эпического рода, даже его первичного жанра – поэмы-эпопеи.

Мы знаем, что “Реквием” состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, а намерение это относится к 1961-1962 гг., Ахматова называет цикл поэмой, потому что все стихи связаны единой темой, единым лирическим переживанием и единой биографией – она мать осужденного сына и жена расстрелянного мужа. Причем это переживание обобщенное и биография обобщенная – все окружение героини поражено той же бедой.

Каждое стихотворение сюжетно связано с конкретным эпизодом жизни лирической героини и ее страданием, но ее дух как бы вбирает в себя горе других, отлетает от своего личного переживания, сливается с мукой обреченных. Это дает ей право говорить от их имени. В поэме дан гиперболический образ народного страдания, перед которым “гнутся горы” и “прекратит течение великая река”. И это вселенское людское горе переживается героиней так болезненно, искренне и сильно потому, что это и ее личное горе.

Учитель:

Обратите внимание на композицию “Реквиема”. Что сближает “Реквием” с традиционной классической поэмой? Что выдает ее принадлежность к ряду поэм 20 века?(смятение поэта и лирической героини, их неразделимость, символика образов, полиметричность).

Вариант ответа учащихся: Лирический сюжет развивается в десяти стихотворениях-главках, обрамленных частями “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Вступление”, двухчастным “Эпилогом”, примерно равными по объему основной части и не менее важными по содержанию: в них сильнее эпический, событийный элемент, больше говорится об общем, чем о личном, словно Ахматова никак не может перейти к собственному горю, но не может им и ограничиться. Лирический сюжет наряду с эпическими элементами позволяет говорить о “Реквиеме” как о поэме. По родовому принципу она, в основном, лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая.

Учитель:

Единство цикла определяет также образ времени, воссозданный поэтом. За вступлением следуют главы, повествующие о людском страдании, которое принес “век-волкодав”. Каждая деталь текста наполнена неисчерпаемым смыслом, вызывая у современного читателя ассоциации, подсказанные многочисленными свидетельствами оставшихся в живых мучеников, прошедших через нечеловеческие страдания тюрем, лагерей, ссылок. Самыми емкими образами, характеризующими время, являются великий город Ленинград, ставший тюремной очередью, “ненужным привеском”, и “безвинная Русь”, корчащаяся от боли – образы народной драмы, народной беды.

Поэма полиметрична: изменение интонационной окраски и смысловое развитие влечет за собой перепад ритма. Звук является и самостоятельным средством выразительности – поэма построена как музыкальное произведение, в котором использованы необычные, обусловленные временем инструменты. Звучание “Реквиема” вырастает из тишины (“там все говорили шепотом”). Первыми звуками, слышными “повсюду”, являются “скрежет” ключей, “шаги тяжелые” солдат, “короткая песня разлуки”, “паровозные гудки” и вторящий им плач.

3. Выяснение первых впечатлений от прочитанного.

Учитель:

Как бы вы ответили на вопрос: о чем эта поэма? (выйти на долг поэта и историческую память)

“Вместо предисловия” – прочитать

Учитель:

В чем видит Ахматова свою поэтическую миссию?

Вариант ответа учащихся: В этой части поэмы впервые заявляется позиция поэта. “Описать” – значит не только пережить происходящее, но и суметь абстрагироваться от переживаемого, то есть переместиться из потока времени на некий метауровень, занять вневременную позицию. В этом случае улыбку женщины можно принять не только как сомнение в смелости поэта, но и как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.

Здесь автор продолжает тему “моего народа”, переносит нас в “тогда” – тюремную очередь Ленинграда 1930-х гг. Ахматовский “Реквием”, так же как и моцартовский, написан по “заказу”, но в роли “заказчика” выступает “стомильонный народ”. Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных” “мы”.

Учитель:

Поэт получает право на слово как обязанность, и Ахматова начинает свидетельствовать величаво и трагично о том времени.

Запись 1, учащиеся следят по тексту.

Учитель:

На каком фрагменте “Посвящения” ставит логическое ударение автор? Почему, в чем особый смысл фрагмента?

“Приговор…И сразу слезы хлынут,…”

Вариант ответа учащихся: В этом фрагменте героиня отделена главным образом от тех, для кого приговор еще не прозвучал, т. е. от имеющих надежду (“А надежда все поет вдали…”). При этом надежда приравнивается к жизни (“Словно с болью жизнь из сердца вынут…”). Таким образом, с приговором героиня внутренне умирает. Однако внутренняя смерть не дает смерти физической. Об этом говорит последняя строка. Героиня продолжает жить, но она внутренне опустошена. Т. к. данный фрагмент соответствует практически всей основной части поэмы, то можно говорить о том, что в “Посвящении” обозначена главная смысловая оппозиция “Реквиема”: жизнь – смерть. Именно эти категории формируют идейную структуру поэмы. Надо отметить, что здесь, по существу, концентрированно излагается все содержание поэмы, причем соблюдается ее композиционная последовательность: образ Ленинграда – арест – ожидание – приговор – обращение к “невольным подругам” – тема памяти.

Учитель:

Что такое память? Попытайтесь дать определение этому понятию.

“Память – свойство души помнить…, хранить сознанье о былом” (В. Даль).

Учитель:

Как вы понимаете слова Даля о памяти? Что значит “хранить сознанье о былом”?

Вариант ответа учащихся: Вспоминая Анну Ахматову, Иосиф Бродский как-то заметил: “Для меня самое главное в “Реквиеме” – это тема раздвоенности, неспособности автора к адекватной реакции. Ахматова описывает положение поэта, который смотрит как бы со стороны на то, что с ним происходит. Драматизм “Реквиема” не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твое индивидуальное сознание, твое представление о самом себе. Трагедийность “Реквиема” не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать”. Бродский переносит акцент на индивидуальную трагедию лирической героини. С его точки зрения, в центре внимания поэта стоит не история “большого террора”, а искалеченное этим террором сознание человека. Эпический план оказывается во многом внешним по отношению к трагедии индивидуального сознания, к конкретизации внутренней истории человека.

Учитель:

Сколько уровней повествовательной структуры мы можем выделить в произведении?

  1. Реальный (автобиографический, временной). Его героиней является женщина, переживающая личную трагедию. На этом уровне ведется повествование практически всей основной части “Реквиема”, кроме “Распятия”.
  2. Обобщенно-исторический, где повествование ведется от лица поэта. Сюда относятся такие части поэмы, как “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Эпилог”.
  3. Евангельский, объективный, представляющий картину мира вне зависимости от “я” героев.

Дальнейший анализ ведется с учетом этого деления.

4. Анализ текста в группах.

Выступление представителей 2, 3 группы по главе “Посвящение” (Приложение 2.)

1 группа: Реальный (автобиографический, временной) уровень повествовательной структуры. Его героиней является женщина, переживающая личную трагедию.

Учитель:

Что происходит с героиней в строфах, датированных 1938-1939 гг.? Как бы вы описали ее состояние? Какие средства художественной выразительности помогают в создании картины

  • Выступление представителей 3 группы по главе 4, 5
  • Выступление подготовленных учащихся по главам 7, 8, 9.
  • Выступление представителей 3 группы по главе “Распятие”

2 группа:

Обобщенно-исторический уровень повествовательной структуры, где повествование ведется от лица поэта. (Приложение 2.)

Учитель:

Почему сочетание “каторжные норы” берется автором в кавычки? Из какого произведения цитата?

  • Выступление представителей 3 группы по главе “Посвящение”,
  • 1 группа по главам 1,2,3,
  • Подготовленные выступления по главам 7, 8, 9;
  • Представители 3группы по главе “Распятие”

5. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Учитель:

Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь, в соответствии с темой эпиграфа и “Посвящения” – сливаются воедино в “Эпилоге”.

Выступления учащихся:

(Приложение 2.)

3 группа:

Евангельский, объективный уровень повествовательной структуры, представляющий картину мира вне зависимости от “я” героев. (Приложение 2.)

Выступление подготовленных учащихся по главам 7, 8, 9

6. Слово учителя.

В 6-9 главах повторяется чередование тишины и взрыва, удара, грома, напоминающих о приближающемся “часе”. Контрастными к этим звукам смерти являются “шелест лета”, “слова последних утешений”, “легкие” звуки жизни и любви. Они слышны на фоне необыкновенной тишины, вселенской пустоты. Удары колокола становятся все сильней, подчеркивая нарастание напряжения в развитии сюжета.

Запись 2, чтение 10 главы.

Выступления учащихся:

(Приложение 2.)

7. Анализ проблемной ситуации на уроке.

Учитель:

Почему у нас получился диалог между группами, а не отдельные выступления, ведь мы пытались рассматривать отдельные смысловые пласты?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” – единое целое, в котором все смысловые пласты связаны общей идеей, поэтому их невозможно рассмотреть отдельно друг от друга.

Учитель:

Как бы вы обозначили идею произведения?

Вариант ответа учащихся: Художественная идея “Реквиема” Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить свое личное горе, иначе – паралич памяти и безумие. Поэт должен выразить народное горе, стать голосом “стомильонного народа”, иначе – разрыв исторической памяти и потеря исторического смысла. Поэт должен призывать “милость к падшим”, стать и подругой, и заступницей многих осиротевших матерей, иначе – крушение традиционной картины мира, потеря общечеловеческих ценностей.

8. Комплексный анализ текста подготовленными учащимися.

В поэме всего три главы имеют отдельные названия. С чем это связано?

“Приговор” (пятистопный хорей) (Приложение 2.)

“К смерти” (разностопный ямб) (Приложение 2.)

Как передана тяжесть страданий, причиненных приговором?

Прочитать 9 главу.

Подготовленный анализ главы “Уже безумие крылом…”.

Сообщение учащегося (Приложение 2.)

Какое место в идейной структуре поэмы занимает глава Распятие”?

9. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Эпиграф задает особый тон, для него взята строчка из церковной службы (9 песнь Ирмоса Канона перед чтением Пасхальной Полуночницы), когда перед Пасхой снова вспоминают о Страстях Господних. Первые строчки главы передают воспроизводимые евангелистом небесные знамения во время распятия: “Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: // И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине” (Лк. :23;44-45). В поэме к зрительному образу (“небеса расплавились в огне”) добавляется звуковой (“Хор ангелов великий час восславил …”), являющийся кульминацией “Реквиема”. В третьей и четвертой строчках первого четверостишия и во втором четверостишии 10 главы содержатся отсылки еще к трем эпизодам священной истории, однако для Ахматовой здесь главным является не интерпретация библейского сюжета,

А что?

Вариант ответа учащихся: стремление увидеть вечный смысл в драматической судьбе одного человека. “Великий час” наступает в жизни современников поэта, и собственные страдания помогают глубже проникнуть в трагические коллизии прошлого, увидев их повторение в настоящем.

“Эпилог” – чтение. Запись 3. Выступления учащихся 2 и 3 групп.

10. Этап рефлексии. Закончить предложения: “Реквием” Ахматовой заставил меня задуматься…”, “Сегодня на уроке я подумал(а)…”

Вывод:

Подобно такой полифонической, обобщенной музыкальной форме, как фуга, “Реквием” Ахматовой, вобравший в себя все богатство выразительных средств поэзии, в которых воплотилась главенствующая тема, завершается гармоническим аккордом, раскрывающим идею продолжения “бега времени”(лат. ФУГА в переводе – бег, быстрое течение). Трагическая статуарность образов, изобразительность на основе оглушительных, дисгармоничных звуков сменяются умиротворением. За ним ощущается тревога (снег – как “слезы”, голубь- “тюремный”), но оно напоминает о гармонии, воплощает надежду на обновление, связанную с неизменным движением жизни.

11. Домашнее задание: Раскройте смысл тезиса: “Память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность” (Д. С. Лихачев).