Школа для молодых родителей Муниципального детского сада

Разделы: Работа с родителями


В муниципальном детском саду № 4 “Светлячок” компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией города Азнакаево Республики Татарстан организована работа с родителями. Я, заведующая – Зарипова Лилия Закировна, хочу поделиться опытом работы с молодыми родителями нашего детского сада. Ведь именно молодые родители, в первую очередь, так нуждаются в советах по воспитанию своих детей.

Каждый педагог детского сада заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, неполноценен. Основной формой педагогического просвещения родителей в детском саду является родительское собрание, которое в детском саду проводится ежеквартально. Но, только встречаясь с родителями на собраниях, по утрам и вечерам во время приема и ухода детей домой, родителям недостаточно отводится времени воспитателями, для полноценных бесед по оказанию помощи в вопросах воспитания детей. Ведь большей части родителей так необходима квалифицированная помощь.

По этому поводу, в детском саду № 4 “Светлячок” была успешно организована работа Школы для молодых родителей, которая проводится один раз в квартал, помимо запланированных мероприятий с родителями. В ходе заседаний школы для молодых родителей, в спокойной обстановке обсуждались и освещались именно те темы, которые были предложены родителями. Особенно, они касались кризисных моментов периодов развития ребенка. На заседаниях Школы для молодых родителей приглашаются психологи отделения социальной помощи семье и детям, которая функционирует при управлении социальной защиты в г. Азнакаево, специалисты города из центральной районной больницы, специалисты, которые могут оказать помощь в воспитании детей, и с которыми родители хотели бы встретиться, и т.д.

В ходе работы Школы молодых родителей, коллектив детского сада представляет для родителей материалы в виде советов по воспитанию: проводятся беседы, анкетирования, тестирования, изготовляются буклеты, памятки для родителей, и т.д. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) И, конечно же, в конце каждого заседания школы молодых родителей, проводится анализ проведенного заседания, анкетирование родителей, с целью изучения результата психолого-педагогической помощи родителям. Мы - выслушиваем мнение родителей, по поводу проведенного заседания, - предлагаем родителям написать анонимные высказывания по поводу темы проведенной беседы, для дальнейшего обсуждения. (Приложение 5)

Анализируя заинтересованность родителей к таким мероприятиям, можно сказать, что психолого-педагогическая помощь в решении проблем воспитания детей необходима не только молодым родителям, воспитывающим первого ребенка, но даже и тем, кто уже имеет двух или троих детей.

Отвечая на вопросы анкеты, н/р: “Что нового Вы узнали из этой беседы, в Школе для молодых родителей, на тему...?”, многие отвечают: “...много интересного и полезного, о том, что детям необходимо уделять больше внимания, о том, что только родители являются главным примером для своих детей”. Некоторые родители даже делают для себя вывод, что, воспитывая первого ребенка, упустили многое, и, постараются наверстать с помощью квалифицированных специалистов и своей любовью к детям.

Из всего этого, хочется сделать вывод, что такие мероприятия для родителей дают возможность понимать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести “психологические ценности”, которые будут с ним всю последующую жизнь.

Помимо работы с семьями детей, посещающих наш детский сад, мы работаем и с детьми, не посещающими детский сад, проживающих в микрорайоне детского сада. Периодически они приглашаются на развлечения и праздники, так же и в Школу молодых родителей. Так же наши родители приводят своих сестер, соседей и знакомых.

Материал для представления родителям на заседаниях Школы для молодых родителей мы берем из публикаций журнала “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Воспитатель”, “Дошкольное образование”, и т.д. Используем педагогическую литературу, направленную на воспитание детей дошкольного возраста, литературу по психологии, и т.д.

Теперь, я хочу представить вашему вниманию, несколько материалов, которые мы представляли на заседаниях школы молодых родителей. Материалы, которые я сейчас представлю, мы предлагаем родителям, которые впервые начинают посещать Школу для молодых родителей. Во-первых, конечно же, это адаптация ребенка к детскому саду.

“Малыш идет в детский сад”

Сегодня на законодательном уровне родителям предоставлена возможность до трех лет воспитывать малыша дома. Однако, когда ребенку исполняется 1 год, большинство мам начинают задумываться о выходе на работу.

Всем известно, что ребенка, впервые пришедшего в детский сад, в период адаптации подстерегает много трудностей. Это проявляется в истериках при разлуке с родителями, временной потере аппетита, отсутствии навыков опрятности и т.д., что несомненно влияет на социально-эмоциональное и познавательное развитие малыша, а также может привести к более серьезным проблемам. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них – это привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются к взрослому, любят решать вместе с ним предметные задачи, собирать конструктор.

И в отношениях с другими детьми группы новички ведут себя по-разному: одни сторонятся, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют с ними, делятся игрушками. Неумение общаться с другими детьми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеют у себя дома преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. С ними играют мало, при играх не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных. В детском саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко.

Как же помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Прежде всего, родителям нужно хорошо осознать, что без совместной работы с воспитателями здесь не обойтись. Папы и мамы новичка должны заранее предупредить воспитателя о его приходе. Воспитатели, в свою очередь, желая облегчить переход ребенка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, заранее знакомятся со своим будущим воспитанником: выясняют особенности его развития, домашний режим, способы кормления, отхода его ко сну, любимые занятия. Желательно, чтобы в первые дни малыш брал в группу свою любимую игрушку. В группе предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели - не более трех часов в день. Если в первые дни ребенку трудно расставаться с мамой, желательно ее присутствие в группе. Но если на это болезненно реагируют другие дети в группе, тогда разрешается ребенку носить с собой фотографию матери. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад, на 5-7 день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому воспитатели детского сада рекомендуют родителям сделать перерыв в посещении ребенком дошкольного учреждения с четвертого по десятый день. Лучше предупредить заболевание, так как прогнозировать его тяжесть и возможные отклонения достаточно трудно.

В период адаптации детей к детскому саду, родителям рекомендуется создать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит его водить в гости в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребенка. Однако дети раннего возраста еще очень ранимы и восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды. У детей раннего возраста продолжается созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребенка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребенка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остается высокой.

В детском саду № 4 “Светлячок” предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Детский сад № 4 “Светлячок” работает под ведомством Отдела образования, для детей с туберкулезной интоксикацией. Наш детский сад посещают дети поствакцинные, виражные, тубинфицированные, в основном это дети, со II группой здоровья. В ДОУ укомплектовано 6 групп детей cо второй группы раннего возраста до подготовительной к школе группы.

Наш коллектив работает по программам: базовой М.А.Васильевой, по программе М.Ю.Змановского, которая называется “Здоровый дошкольник”. Эта программа направлена на оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией, и согласно этой программе в детском саду обусловлен специальный режим:

  • 3-4 разовые прогулки;
  • 5-ти разовое питание;
  • питьевой режим, как в теплое время года, так и в холодное время (ежедневно в 10.00 часов – дети употребляют напиток или натуральный сок). По возможности 2 раза в неделю напиток или сок заменяем кумысом из кобылиного или козьего молока.
  • ежедневно поливитамины;
  • ежедневно в меню присутствуют салаты (самые разнообразные);
  • по вторникам и четвергам в меню включаем разнообразные фрукты;
  • по средам – русская кухня;
  • по пятницам – татарская кухня;
  • 1-2 раза в неделю в меню включаем мясные блюда на ужин;

Нормы питания детей в нашем ДОУ предусмотрены выше, чем в других детских садах города

Азнакаево Республики Татарстан, специально для детей с туберкулезной интоксикацией. У нас в детском саду применяется кумысолечение. Виражные дети, посещающие ДОУ получают химиопрофилактическое лечение тубазидом в течение 3-х месяцев под строгим наблюдением врача-фтизиатра и старшей медицинской сестры. И, очень важно, в период лечения таких детей, чтобы они получали полноценное питание. После лечения дети снимаются с учета. Но ежегодно все дети подвергаются манту.

Хочу еще представить тему для обсуждения с родителями, которая, обсуждалась на одном из заседаний Школы для молодых родителей и является очень актуальной для нынешних родителей, воспитывающих детей:

“Как общаться со своим ребенком”

Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить культурные потребности и опыт их удовлетворения “человеческим образом”. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием – образованием человека. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они - “родители” привели его в этот мир - они и несут ответственность за то, каким он станет. И приходя в детский сад, родители, доверяют своего ребенка, надеясь на компетентность педагога. И вот перед педагогом – воспитателем детского сада встает задача создания благоприятного микроклимата для каждого ребенка. Труд воспитателя – нелегкое и кропотливое дело, каждый день не похож на другой, трудно предсказать, каким придет в группу малыш из дома. Но на своем отрезке воспитательного процесса придется развивать и дальше приобретенные уже положительные качества и постепенно затушевывать, избавлять ребенка от вредных привычек и черт характера.

В длинной цепи формирования морального и физического облика человека - детсадовский период не единственный, но он начальный. Именно здесь закладывается все, что впоследствии будет развиваться. Поэтому очень важно, какой уклад, образ жизни у ребенка в семье. Воспитание в детском саду Вашего ребенка, непременно, зависит от Вас, уважаемые родители.

Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения взрослых с детьми являются необходимыми:

Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз со взрослыми для эмоциональной подпитки. (Кстати, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что взрослые используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз. Очень важно знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт – это эффективный способ заполнить “эмоциональный резервуар” ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Пристальное внимание жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что “наказание” и “дисциплина” суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания:

Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у взрослого досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.

Гиперсоциальное воспитание.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с “идеальными” в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

Тревожно-мнительное воспитание.

Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к детскому саду.

Эгоцентрическое воспитание.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе.

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка

  1. Манипулирование детьми;
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала;
  3. Межличностные отношения детей в группе;
  4. Враждебность окружающей среды;
  5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания;
  6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
  7. Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация;
  8. Неправильная организация;
  9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
  10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  11. Неблагоприятные погодные условия;
  12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

  1. Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье;
  2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей;
  3. Отсутствие автономности;
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка;
  5. Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки психоэмоционального напряжения у детей (если не наблюдались ранее)

  1. Трудность засыпания и беспокойный сон;
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  4. Рассеянность, невнимательность;
  5. Беспокойство, непоседливость;
  6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  7. Проявление упрямства;
  8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
  10. Игра с половыми органами;
  11. Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
  12. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения;
  13. Повышенная тревожность;
  14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

В ходе заседаний Школы для молодых родителей в МДОУ № 4 “Светлячок” заведующая, старший воспитатель, специалисты детского сада, приглашенные специалисты из других заинтересованных организаций города Азнакаево Республики Татарстан, психолог отвечают на возникшие вопросы родителей, дают некоторые консультации, советы.

Психологические заповеди воспитания детей для родителей

  1. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
  2. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
  3. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
  4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  5. Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
  6. Делай своевременные замечания.
  7. Оценивай поступок, а не личность.
  8. Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте. (Дипак Чопра)

Психологические заповеди воспитания

  1. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
  2. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
  3. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
  4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  5. Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
  6. Делай своевременные замечания.
  7. Оценивай поступок, а не личность.

Психологические заповеди педагога

  1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.
  2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
  3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
  4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.
  5. Старайся понять другого человека, развивай в себе эмпатическое слушание.
  6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
  7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: “Делай как должно. И пусть будет что будет”.
  8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.
  9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
  10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: “День спасения человека – сегодня!”