Тема урока "Художественное описание предмета"

Разделы: Русский язык


Тема: «Художественное описание предмета».

Цель: научить описывать предмет декоративно-прикладного искусства с натуры.

Задачи:

  • познакомить учеников с фольклорными произведениями, поэтическими творениями, историческим материалом, научно-популярной и художественной литературой о предметах декоративно-прикладного искусства, о народных промыслах;
  • обогащать словарный запас учащихся, продолжить работу над сочинениями-описаниями;
  • способствовать развитию речи учеников;
  • активизировать познавательный интерес к народным промыслам, истории и культуре России, фольклору, творчеству;
  • развивать умения сравнивать, находить главное, делать выводы;
  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, привить культуру устного и письменного труда, вкус к работе над словом;
  • способствовать воспитанию патриотизма, стремления видеть и понимать красоту и создавать её для других.

Межпредметные связи: с литературой, историей, мировой художественной культурой,          технологией, изобразительным искусством.

Оборудование урока:

  • репродукции из набора «Современные народные художественные промыслы»;
  • подборка детских книг о народных промыслах, календарей с изображением  Гжели, Жостова, Хохломы, матрёшек и др.;
  • видеокассета «Народные промыслы»;
  • выставка предметов декоративно-прикладного искусства

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

(Запись в тетради. Дата. Тема урока. Эпиграф.)

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из современных народных промыслов и подготовимся к сочинению, а затем и напишем его об одном или нескольких произведениях прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей его является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
«Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту», – писал Алексей Максимович Горький.
Всем сердцем любя родную землю и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшали их яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов, сделанных народными мастерами. Здесь и хохломская деревянная посуда, и фарфоровая Гжель (тёмно-синие цветы на белом фоне), и Жостовские подносы, и Городецкие доски, и изделия из берёсты, и Ростовская финифть, и разные Матрёшки, и Павлово-Посадские платки и шали, а на стендах вы видите фотографии Дымковских, Филимоновских и Абдашевских игрушек; Палехских,  Федоскинских шкатулок, табакерок; Вологодские кружева. Что за чудо!
Издавна на Руси сочиняли сказки о народных умельцах, о произведениях народного творчества.
Послушайте одну из таких сказок и подумайте, что же главное в ней, о чём она.

 3. Знакомство с материалом о народных промыслах

1) Учащиеся рассказывают сказку о волшебных перьях Жар-птицы (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 13–14)

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговариывать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют  птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать.Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может.А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Основная мысль: не всякий может увидеть красоту, а только тот,  кто стремится к этой  красоте, кто готов создавать её для других. И ещё: нет ничего милее родного края, его природа, его люди помогают создавать замечательные произведения искусства.

Учитель: Послушайте ещё одну историю.

2) Ученик рассказывает историю с сэром Джоном (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 14).

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – привычное дело. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далёким соверным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которое умели делать только в далёкой Московии.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами.
Сэр Джон потёр руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмёт тяжёлую на вид, отливающую золотым блеском чашу, и застынет изумлённый – чаша выточена из дерева.
– Вы не узнали, – обратился торговец к капитану корабля, – имя мастера, создавшего эту посуду?
– Я спрашивал, сэр, московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма.

Учитель: Вот нам и предстоит выяснить, что такое Хохлома. Как начиналось это удивительное хохломское художество?

3) Ученики читают или рассказывают отрывки из книги Л. Яхнина «Весёлое слово Хохлома».

4) Учитель: Назовите прилагательные, которые характеризуют хохломские изделия. Хохлома какая? (Деревянная, красивая, древняя, пламенная…)
– Почему Хохлому называют пламенной? (Весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня…)

5)  Учитель, показывая на разные предметы мастеров из Хохломы, рассказывает:

– Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородинку, рябинку. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным. Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, а если травинки превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти затейливые узоры называют «кудрёмы» или «кудрины».
Хохлома – это удивительная яркость и праздничность!
Послушайте стихи о хохломском искусстве.

6) Ученики читают наизусть стихи.

1. Борис Дубровин

«Мир волшебной Хохломы»

Удивляя.
Прорастая.
Как-то празднично жива
Молодая.
Непростая, 
Чёрно-красная трава
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим
В царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!

2. Е.А. Никонова

«Золотая Хохлома»

Вы не знаете, ребята.
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, –
Вот чем славится она.

3. Э. Межелайтис

 «Хохлома»

Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня, 
Как нежной трелью соловьиной
Чаруют солнечно меня.
И, как живые, листья клёна
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрылённой,
Не знала осени душа.

А вспышки зрелой земляники, 
Чуть притенённые листвой, 
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве, –
Да так, что не придумать лучше
Самой зелёной мураве…

4. В. Боков

«Хохлома»

Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!

Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
– Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа,  красива
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

7)  Учитель: Вы можете в своих сочинениях описать вот такие  хохломские ложки, разделочные доски, сахарницу, солонку и др. (показывает их), а можете описать матрёшку.

8) Ученики читают наизусть стихотворение Бориса Дубровина «Матрёшки»

Матрёшка появляется
На белый свет,
Одёжкой похваляется:
Ей сносу нет. 

Хотя мала, как крошка,
Сама она,
В матрёшке есть
Матрёшка
Ещё одна!

Сестра к сестрёнке тянется –
Какая стать!
От радости румянятся,
Пошли плясать.

Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг,
Одна в другую прячутся
Матрёшки вдруг!

9) Учитель рассказывает:

Матрёна, Мотря, Матрёшечка – распространённое русское имя.
Матрёшка – наш национальный сувенир, символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук.
Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.
Более 100 лет назад недалеко от Москвы, в Абрамцеве, по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку.А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке (показывает фотографию). По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (показывает изделия с выставки).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят  друзьям на память.
Перед вами матрёшки из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан. Обратите внимание, несмотря на то, что в них есть общие черты, они разные. (Матрёшки из Семёнова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и «стройные» и т. д.).

10) Ученики устно описывают матрёшек из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан, сравнивают, находят отличия.

11) Ученики читают наизусть стихотворение «Семёновские матрёшки».

У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.

Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.

Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку –
Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны
И загадочны немножко
Наши русские матрёшки.

12) Учитель рассказывает:

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Деревня Жостово находится в 25 км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в этой деревне работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

13) Фрагмент видеофильма «Народные промыслы» (Жостово)

14) Учитель продолжает рассказывать:

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают (хотя могут использовать и красный, золотой, зелёный, синий и другие цвета для фона подноса). Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь (показывает подносы, или фотографии, или слайды) и круглые, и овальные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских.

Композиция росписи разная:

  • «Букет собранный»,
  • «Букет враскидку»,
  • «Венок»,
  • «Ветка с угла».

Но все подносы хороши, они привлекают своей  яркостью, декоративностью, в чём сказывается  мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
Давайте рассмотрим внимательно наши подносы. Подумайте и скажите, что вас в них привлекает, что нравится. Опишите их.

15) Ученики устно описывают различные по форме подносы, находящиеся на выставке или изображённые на фотографиях на стенде

16) Ученики читают наизусть стихотворение «Подарок из Жостова».

Вот жостовский чёрный изящный поднос 
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.

Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.

4. Подготовка к письменной работе

Ученики

  • выбирают предметы с выставки, которые будут описывать;
  • придумывают заголовок,
  • определяют основную мысль сочинения;

Учитель

  • обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие,
  • даёт индивидуальные советы,
  • отвечает на вопросы учеников;
  • предлагает примерный план сочинения (записанный заранее на обратной стороне доски).

Примерный план сочинения:

I. Вступление

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве (только о том, к которому принадлежит вами описываемый предмет).

II. Основная часть

Описание предмета.

1) общий вид;
2) материал;
3) форма;
4) цвет;
5) назначение предмета;
6) описание жостовской (хохломской) росписи или одежды матрёшки и т. п.;
7) впечатление от предмета.

III. Заключение

Моё отношение к данному виду искусства, к мастерству художника.

5. Письменная работа

Сочинение-описание с элементами повествования и рассуждения одного из предметов декоративно-прикладного искусства.

6. Домашнее задание

Сделать обложку к сочинению (учитель даёт рекомендации).