Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь")

Разделы: Литература


“Пусть на сцене все будет так же просто
и так же сложно, как в жизни…”
А.П.Чехов

“Легко и весело о серьезном…”
Н.Балашова о водевилях Чехова

Запись на доске:

- тема урока,

- эпиграфы,

Цели:

  • повторить теоретический материал по теме;
  • познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова – автором водевилей;
  • разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем – в драматургии пьесы “Вишневый сад”;
  • отработать навыки анализа сцен пьесы “Медведь”;
  • организовать работу над выразительным чтением произведения;
  • развивать творчество детей, способствовать раскрытию их творческого потенциала.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • аудиомагнитофон,
  • стенд с фотографиями А.П.Чехова, его семьи, современников,
  • выставка рисунков, плакатов, творческих работ.

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Звучит музыка из произведения Д.Гершвина “Я поймал ритм”.

Вопросы после прослушивания:

- Какие образы возникли у вас, когда вы слушали эту музыку? (Легкие, веселые, связанные с какими-то смешными ситуациями и героями.)

- Какое настроение, по-вашему, создает это музыкальное вступление? (Веселое, радостное, легкое.)

- Ребята, как вы думаете, каким образом эта музыка, веселая, жизнерадостная, может быть связана с А.П.Чеховым? (Он был сам веселым человеком, писал юмористические рассказы, любил шутки и смех.)

- Вспомните, какие юмористические рассказы Чехова вы знаете. Помогут вам в этом рисунки. (“Хамелеон”, “Злоумышленник”, “Лошадиная фамилия”, “Толстый и тонкий”, “Пересолил”.)

- Почему эти рассказы мы смело можем назвать юмористическими? (Опора на определение слова “юмор”. В них герои изображаются в смешном виде. Например, Очумелов в “Хамелеоне”.)

- Цель такого изображения? (Выявить те черты, которые необходимо исправить, изменить в человеке.)

- Какие стилевые особенности отличают эти рассказы? (См. карточку №1 на столе.)

Карточка № 1.

ЮМОР – изображение героев в смешном виде. Смех в юмористическом произведении веселый, доброжелательный.

САТИРА – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

АНЕКДОТ – краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

ДРАМА – произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются в диалогах, монологах и непосредственно в действиях, поступках.

КОМЕДИЯ – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.

 ВЫВОД: юмористические рассказы Чехова, лаконичные, анекдотичные и смешные, но очень жизненные, помогут вам разобраться в новом жанре. Жанре водевиля. Постичь удивительный и сложный мир водевиля мы и постараемся сегодня на уроке.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Запишите в тетрадь тему урока: Водевиль – удивительный и сложный мир…(А.П.Чехов “Медведь”.) и те эпиграфы, которые тоже записаны на доске.

- Опираясь на ключевые слова, тему и эпиграфы, попробуйте определить, что вам предстоит сделать на сегодняшнем уроке.

Проанализировать…

Представить…

Выяснить…

Понять…

Обобщение учителя:

- Проанализируем водевиль Чехова “Медведь”, представим, как живут и действуют герои в этом удивительном и сложном мире, выясним, что характерно для представленного жанра, почему он привлек Чехова, поймем, как удалось автору легко и весело рассказать о серьезном.

- А помогут нам в этом уже изученные рассказы. Именно из юмористических рассказов-сценок возник водевиль.

- Обратимся к определению (воспроизводится через мультимедийный проектор): Водевиль - жанр, который (в переводе с французского) означает небольшую театральную пьесу легкого комедийного характера, часто с куплетами и танцами.

- Как вы думаете, что привлекало театральную публику в водевиле? (Его легкость, комедийность.)

- А современных читателей и зрителей мог заинтересовать этот жанр? Чем? (Своим комедийным характером, небольшим объемом.)

- А.П.Чехов прекрасно понимал, что водевиль – это тот удивительный и сложный мир, в котором происходят смешные и курьезные события, и в то же время в нем есть место для событий и тем, серьезных и глубоких. Поэтому в жанре водевиля Чехов выступил как новатор.

- Выявим то новое, особенное, что внес Чехов в этот жанр.

- Особенности чеховских водевилей формулируются учащимися в ходе работы над сценами произведения. Запись ведется в тетрадях с опорой на представленный через проектор материал.

Чтение по ролям 1 главы (индивидуальное задание).

Анализ главы по вопросам.

- Как ведет себя Попова? (Наигранно. Трагично. Жизнь ее закончена.)

- Какую роль играет Лука в этой сцене? Что в его речи вызывает смех у читателей? (Он пытается Попову развеселить, именно Лука подчеркивает “несущественность” горя Поповой.) ( Например, для него действия Поповой и кошки одинаково равны.)

- В какой момент горе Поповой из трагедии превращается в комедию? (Когда она сквозь слезы, забывая на минуту о своей трагической судьбе, заботится о корме для Тоби.)

Обобщающие вопросы.

В какие ситуации часто попадают герои? Как (через что) мы понимаем это? (Запись в тетрадях и через проектор - юмористические, с элементами драматизма.)

Чтение главы 2 учителем.

- В чем мы убедились? (В том, что Попова страдает по привычке, ее муж изменял ей. Она, скорее, должна его ненавидеть, а не разыгрывать роль скорбящей вдовы.)

- А почему Попова так себя ведет? (Ей нужно какое-то занятие, которое бы ее облагородило. Клятва в вечной верности – то, что надо!)

- А бывают такие ситуации и героини в жизни? (Да, Чехов рисует реальную жизнь одной из помещиц, может, слегка утрируя ее страдания.)

(Запись - жизненные.)

- Страдания Поповой прерывает помещик Смирнов, который, “как леший”, врывается в дом неутешной вдовы. Он приехал, чтобы потребовать уплатить ему долг покойного мужа Поповой.

Гл.5,6,7.

- Как землевладелец Смирнов ведет себя? Как разговаривает? Найдите в тексте его реплики. (Очень шумно, громко. Его речь эмоциональна и несдержанна.)

- Помогает речь “увидеть” характер героя? (Да.)

- Какой же это характер? (Взрывной, легкомысленный, несдержанный.)

Обобщающие вопросы.

- Какие реплики используются в водевилях? С какой целью?

(Запись- с яркими репликами, раскрывающими характеры героев.)

Пересказ 8 главы. (Индивидуальное задание.)

- Что происходит с героями? (Они поссорились. Попова забыла о своем несчастье, Смирнов взбешен.)

- А каково отношение героев к проблеме долга? (Они о нем забыли, их захлестнули эмоции.)

Обобщающий вопрос.

- Как развивается сюжет: динамично или статично? Как меняется настроение героев?

( Запись - с динамичным сюжетом.)

- И вот герои дошли до своей “точки кипения”. Посмотрим, как они ведут себя в 9 главе.

Инсценирование 9 главы.

- На каком приеме построена эта сцена? (На противопоставлении героев, характеров, на переходе от одного состояния к другому.)

Обобщающий вопрос.

- Каковы настоящие чувства героев? Изменились ли они? (Чувства очень быстро изменились, непостоянство характерно и для Поповой, и для Смирнова.)

(Запись- раскрывают подлинные чувства и мысли.)

- Чем, по-вашему, закончился “поединок” героев? (Если ученики не догадались, учитель направляет их.)

- Почему такой финал закономерен? (Герои очень похожи друг на друга. Их чувства слишком изменчивы, поэтому неудивительно, что они так быстро изменились по отношению друг к другу.)

- Как вы думаете, что пытался Чехов таким финалом показать и доказать своим читателям и зрителям? (Что так легко и весело можно жить только в водевилях. Настоящая жизнь не потерпит такого легкомыслия.)

- Итак, герои водевиля “Медведь” счастливо нашли друг друга, а мы, зрители и читатели, удивляемся, как Чехов эмоционально и легко рассказал о жизни и взаимоотношениях своих героев.

- Опираясь на записи, которые были сделаны вами в ходе урока, расскажите, с помощью чего удалось Чехову в своих водевилях о серьезных вещах рассказать легко и просто.

(Особенности водевилей Чехова:

  • Юмористические, с элементами драматизма.
  • Жизненные.
  • С яркими репликами, раскрывающими характеры героев.
  • С динамичным сюжетом.
  • Отражающие подлинные чувства и мысли.)

- Докажите, что в водевилях Чехов выступил как новатор.

3. ИТОГИ

- Как вы думаете, почему герои водевиля “Медведь” интересны современному читателю? (Потому что они смешны, нелепы, помогают увидеть зрителям себя со стороны.)

Вернемся к эпиграфу самого Чехова.

- Удалось ли автору воплотить в “Медведе” то, что было задумано?

- В чем, по-вашему, заключается сложность удивительного мира водевилей Чехова? (В том, что они отражают нашу жизнь, часто карикатурно. Тем самым заставляют нас обращать внимание на незаметные, казалось бы, но серьезные и важные проблемы.)

- Надеюсь, водевили помогут вам в дальнейшем понять, откуда возникли в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад” легкомысленные и недалекие герои-недотепы и почему они так живучи.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Продолжить работу над творчеством А.П.Чехова.

  1. Письменно ответить на вопрос: “Согласны ли вы с утверждением, что герои водевиля “Медведь” (чеховских водевилей )всегда будут интересны читающей публике?
  2. Дополнительное задание: нарисовать рисунки к водевилю Чехова.