"Всеми нашими чувствами управляет и окрыляет волшебная сила искусства…"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. Одной из важных форм влияния на духовное воспитание детей является художественное воспитание, в частности, воспитание посредством занятий в театральных коллективах.

Создание театра – одна из форм дополнительного образования и воспитания детей в области художественного и эстетического творчества. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный, любимый детьми вид театрального зрелища с его острыми сценическими образами, секретами. Вся деятельность основывается на работе над спектаклем, одновременно становясь активной силой в массовой воспитательной работе. Так, например, развивающие задачи способствуют творческим и изобразительным способностям, развивают воображение, фантазию. Воспитывающие задачи дисциплинируют детей, учат владеть собой, ответственности, выдержке, воспитывают чувство гордости за свой народ, его культуру и обычаи. Образовательные задачи способствуют отработке техники речи, сценического движения.

Игровые моменты помогают сбалансировать эмоциональную и интеллектуальную нагрузку занятий. Игра занимает важное место в театральной студии. Беседы и литературный материал дают пищу для ума ребенка, учат рассуждать, будят его чувства, мысли, дают творческий импульс. Сказка раскрывает мир взрослых, развивает фантазию и воображение.

В театральный коллектив приходят заниматься дети в возрасте 6-16 лет. Работа организуется в разновозрастном составе групп. Группа 13-16 человек. Такой количественный состав требуется для большинства спектаклей, рекомендуемых в методических разработках и литературе. Наша практика показала, что в разновозрастной группе формируется преемственность поколений, ответственность и чувство долга, кроме того, старшие ребята опекают младших, выступая часто в роли режиссера. Младшие же учатся у старших исполнительскому мастерству. К постоянному, устоявшемуся составу ежегодно присоединяются новые участники. Основное требование, предъявляемое к участникам театрального коллектива это: играть с удовольствием для себя и быть в творческом согласии с остальными участниками на сцене – это условие дает положительные результаты, которые особенно заметны на ежегодных театральных фестивалях.

Для воспитания ребят актерских данных маловато. Педагогу надо знать и психологию, и возрастные особенности детей. Работа в театральной студии – это такой вид деятельности, который требует полной душевной отдачи, любви. Коллектив студии “Подмостки” всегда в фаворе, всегда востребован. Младший коллектив (дошкольники и младшие классы) исполняют небольшие роли, в основном сказочных персонажей. Зачастую дети выступают в роли чтецов на различных праздниках в Центре и в поселке. Здесь применима также педагогика сотрудничества, когда несколько педагогов и студий работают в тесном взаимодействии. Одновременно с чтецами выступают певцы и танцоры. И всех мы гордо называем “артистами”. Ребенок, постоянно погружаясь в различные виды театральной деятельности “растет” профессионально, приобретая все большую уверенность свободно держаться на сцене. На 2-м этапе происходит формирование и закрепление актерских качеств, способностей детей. Если на 1-м этапе – раскрытие “дремлющих” способностей у детей, то на последующих – развитие этих способностей. Начинается работа над сценками и спектаклем. На 3-м этапе – отработка актерского мастерства, желание воспитанника выступать вновь и вновь. Ежегодно ставим один спектакль. Один из принципов нашего Центра – свобода выбора!

Мои воспитанники - активные участники всех центровских и поселковых мероприятий. Как замечательны их выступления в роли артистов на различных праздниках! Нас с нетерпением ждут в Доме престарелых и инвалидов, ребята через свой внутренний мир проносят чувства сопереживания и милосердия, когда приходят к больным и немощным людям и радуются, что хоть как - то могут скрасить жизнь больным. В Доме культуры “Вилюйские огни” мы также постоянные участники, будь то День защиты детей, День поселка или другие праздники. Благодарнее родителей, пожалуй, нет зрителей, к нам на праздники приходят целыми семьями. Я не ставлю перед собой цель подготовить профессиональных актеров, главное, чтобы дети научились быть активными и раскованными в школе, среди сверстников. Конечно же, я немного лукавлю, потому что часто хвалю детей, говорю, что они - самые талантливые. Все дети талантливы в той или иной деятельности, и эти таланты необходимо поддерживать и развивать.

Театр- это такой синтетический вид искусства, где все переплетается одновременно: музыка и танец, сценическое искусство и изобразительное и. т. д. Все это одному человеку не охватить. Скажу проще: результат будет другой! Поэтому подготовку к спектаклю, театрализованному представлению или праздничному мероприятию мы осуществляем совместно с другими студиями. В мозаику нашей педагогической жизни всегда удачно вписываются выступления самих педагогов, которые не смотря на перегруженность, тоже являются активными участниками художественной самодеятельности в поселке и в районе. Самое интересное, что они еще и хорошие артисты. Ну, как часто можно увидеть директора какого-нибудь учреждения в роли клоуна в детском спектакле! Все педагоги нашего центра прошли школу актерского мастерства: будь то роль Бабы-Яги или Кота в сапогах, Домовенка или Кикиморы, Деда Мороза или Снежной королевы… Педагоги совмещают в себе театральное, художественное и педагогическое начала, подавая, таким образом, пример детям. Про спектакль, поставленный силами детей, этого, конечно, не скажешь. Здесь вся работа ложится на плечи педагога - режиссера. И, хотя у нас театр самодеятельный, все равно каждый воспитанник должен пройти Школу актерского мастерства. Здесь важно все: знакомство с театральными профессиями, знание детских произведений и сказок, умение импровизировать, умение создавать элементы сценических костюмов. Заучивание наизусть больших текстов, отработка пластики и. т.д. и. т.п.. Иногда забываешь, где кончается педагогика и начинается “работа на результат”, неизбежно связанная с детской “дрессурой” и с детским переутомлением.

Вот и хочется спросить о цене, заплаченной за аплодисменты. Чтобы театральная деятельность была привлекательна для детского творчества, необходимо создавать хотя бы минимум условий: помещение с ограниченным пространством (сцена, классная комната или кабинет с табличкой на двери “тихо ! идет репетиция!”), удобное для детей расписание – и так перегружены в школе, минимум материальных средств для создания 12-15 шт. костюмов, столько чаще всего персонажей встречается в репертуаре для детских театров. Станиславский имел ввиду костюмы, а не плечики, когда говорил о вешалке в театре. Плюс “чуть- чуть средств на техническую оснащенность и сценографию - И ТЕАТР ГОТОВ НА ГАСТРОЛИ!

Несмотря на трудности, работа в нашем театральном коллективе продолжается. В этом учебном году мы приняли участие в Празднике Урожая-2007 (в Доме культуры); в Празднике , посвященном Республиканскому Дню Матери, подготовили выступление для проживающих в Доме - интернате престарелых и инвалидов; поставили новогодний спектакль “ИЧВП БАБЫ-ЯГИ” для 5-7 классов. Ежегодно пополняем наш театральный репертуар, в копилке которого спектакли и постановки, как классического характера, так и ремиксы, новые версии по мотивам детско-юношеских произведений.

О театре можно говорить много и долго. Одни называют театр “не горьким лекарством”, другие “болезнью и чесоткой”, “адом”. Станиславский говорил: “Попал в театр – попал в ад!”. Театр затягивает, гипнотизирует, без него невозможно уже жить. Мне кажется без этого вида деятельности в детском учреждении “и скучно, и нудно”. Повседневную рутину театр как бы взрывает, вовлекая в готовящийся спектакль всех – и участников, и зрителей. Вот уже подобран спектакль, распределены роли, начинается работа… Кому-то из детей трудно выучить текст, кто-то “страдает” закомплексованностью, кому-то не удается партнерство, кому-то пластика… А еще костюмы нужны, музыка, декорации и реквизит.

Суетное театральное дело, но оно благороднейшее из благороднейших. Хоть порой и не благодарное.