Урок русского языка в 3-м классе по теме "Закрепление о значимых частях слова"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: интегрированный (русский язык – окружающий мир).

Тип урока: развивающий.

Цели:

  • уточнить знания о значимых частях слова: корне, приставке, суффиксе и окончании;
  • упражнять в словообразовании, развивать умение разбирать слова по составу и соотносить слова со схемой;
  • способствовать развитию мышления, речи, памяти;
  • воспитывать у учащихся чувства взаимопомощи, уважения друг к другу, любви к природе.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса Поляковой А. В., доска, цветной мел, рисунки совы, лисы, зайца, ёжика, Лесовичка, видеокассета «Осенняя природа», обучающая программа «Времена года» из серии «Уроки с тётушкой Совой», карточки для групповой работы, кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную и творческую работу. (Приложение 1).

– Ребята, перед вами 3 облачка (весёлое, грустное, спокойное). Какое из них вам больше нравится?
– Я рада, что все выбрали веселое облачко. Значит, у вас прекрасное настроение, которое поможет вам справиться со всеми заданиями. Итак, за работу!

2. Каллиграфическое упражнение с грамматическим заданием

а) Угадайте букву. Эта буква похожа на шалаш. (Это буква Л).
– Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой Л.

б) Есть у осени и лета, у весны отыщешь это,
У зимы ж как не крути, не сыскать и не найти. (Это буква Е)

в) Согласный парный глухой, твёрдый, встречается в слове весна. (Это звук С). Какой буквой обозначается?
– А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Какое слово получилось? (Лес).
– Вот вы и угадали, куда мы с вами отправимся в путешествие.
Это – осенний лес.

3. Просмотр видеофильма «Лес поздней осенью»

После просмотра фрагмента видеофильма ученики рассказывают об осенних изменениях в природе.

– Какие изменения происходят в природе в ноябре?

Дети.

– Оканчивается лет осенней паутины.
– Завершается листопад.
– Замирает активная жизнь растений.
– Завершаются птичьи перелёты.
– Изменяется погода.

4. Словарно-орфографическая работа

а) Что мы называем, словом погода? (Состояние атмосферы за данный промежуток времени).

б) Знакомство со словом п0года.

– В старину, словом погода называли яркий солнечный день. А когда шёл дождь или снег, то говорили, что на улице непогода. Сейчас же, словом погода называют любое состояние атмосферы. Назовите безударный гласный в слове погода.

в) Выборочный диктант.

– Записать только слова, родственные слову погода. (Текст читает учитель).

Ненастная погодка! Зашумела, разыгралась погодушка. С наступлением осени изменились погодные условия. В погожие осенние дни в лесу стоит тишина. У природы нет плохой погоды.

– Какие слова выписали?

Погода, погодка, погодушка, погодные, погожие.

– Что можете сказать о словах? (Это родственные слова или однокоренные. Они образованы с помощью суффиксов).
– Почему не записали слово погоды? (Оно не является однокоренным. Это форма слова.)
– Разберите слова по составу.

5. Введение в тему урока

– С помощью чего образовались новые слова от слова погода? (С помощью суффикса)
– Как называется такой способ образования новых слов? (Суффиксальный)
– Какую работу со словами мы выполнили? (Разобрали их по составу)
– Сформулируйте тему урока.
– «Закрепление знаний о значимых частях слова».

6. Работа по теме урока

– Что называется корнем?
– Что называется приставкой?
– Что называется суффиксом?
– Что называется окончанием?
– Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

Ученик. Ноябрь – месяц "полузимник. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали «груднем» потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – «листогной», «предзимник». Но у ноября есть и свои приметы.

– Тетушка Мудрая Сова хочет поделиться своими секретами.

(На доске вывешивается рисунок Мудрой Совы).

– Читай скорее это – ноябрьские приметы.

На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

– Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.

– Объяснить орфограммы, записать текст.
– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.

– Найдите существительные с предлогами, поставьте их в начальную форму.

Просмотр видеоролика о приметах ноября. (Обучающая программа «Времена года»).

7. Физминутка

(Вывешивается рисунок Ёжика)

Мы вошли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Повороты вправо–влево).
Руки подняли и покачали
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились, присели, заниматься тихо сели.

8. Групповая работа.

Ученик.

По лесу осенью шагаешь
И будто в сказку попадаешь.
А ветер, листья обрывая,
Полянки ими укрывает.
Осенний лес дружок, припас
Загадки разные для вас.

– А принес эти загадки Старичок-Лесовичок. (Вывешивается рисунок Лесовичка).

Класс делится на группы. Для каждой группы дается задание на карточках. Нужно найти в тексте фразеологизмы и объяснить их значение.

Задание для 1 группы

Хоть твердят все сердито: «Скоро ночь настаёт!
Телевизор Никита выключать не даёт.
Он на всех очень зол, спать никак не идёт.
Хоть не смотрит футбол, только носом клюет.

Задание для 2 группы

Бежали голову сломя
Из леса Степа с Федей.
Увидели средь бела дня
В малиннике медведя.

Задание для 3 группы

Говорит Наташе дед:
«Я помочь тебе стремлюсь.
И полезный мой совет
Намотай себе на ус!»
Но тотчас ему в ответ внучка рассмеялась:
«У меня усов же нет –
Ах, какая жалость».

Задание для 4 группы

Всех смелее в классе Ася,
Даже если припечет,
Ей и море по колено,
Да и горы по плечо.
Знай себе, смеется звонко
Добиваясь своего.
Вот отважная девчонка
Не боится ничего.

– Для чего в речи люди используют фразеологизмы?

9. Самостоятельная работа

Упражнение № 139, стр. 78.

– Вы справились с заданием Лесовичка и он разрешает вам идти дальше.
– А как нужно вести себя в лесу?

Беседа о правилах поведения в лесу.

– На лесной опушке нас встречает Зайка и предлагает выполнить его задание.

(На доску вывешивается рисунок Зайки).

Разожгла зайчиха печь
Пироги с капустой печь.

– Что интересного заметили в этом предложении?
– Укажите части речи над каждым словом.
– Найдите в предложении слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

10. Творческая работа

– А дальше вам повстречалась Лисичка. У неё творческое задание, разноуровневое.

(Вывешивается рисунок Лисички)

Задание 1 уровня

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесника, слесарь.

Задание 2 уровня

Записать 3 слова такого же состава, что и слово прогулка.

11. Итог урока.

– Ребята, давайте разгадаем кроссворд и вспомним, о чем говорили на уроке. (Приложение 2).

– Учебное помещение в школе. (Класс)
– Верхняя одежда. (Пальто)
– Корм для лошади. (Овес)
– Защитник Отечества. (Солдат)
– Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
– Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
– Из чего состоит предложение? (Слова)
– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Состав слова)
– Что общего в отгаданных словах?
– Так о чем говорили на уроке?
– Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

12. Саморефлексия

Ученики оценивают себя за работу на уроке. Для самооценки у каждого имеются полоски 3 цветов: красная – работал отлично; зелёная – работал хорошо, жёлтая – работал не достаточно активно.

13. Домашнее задание: Упр..№ 145, стр. 79.

У. Ребята, вам пришло письмо. Угадайте от кого оно.

Пора проститься до весны.
Кто в тёплой норке видит сны,
Кто зимовать спешит на юг,
Вновь замирает жизнь вокруг.
Друзья, пока я буду спать,
Прошу деревья не ломать.
Придёт весна, пора чудес –
Я вновь зазеленею –
Лес.

– С каким наказом к вам обращается Лес?
– Я думаю, что после сегодняшнего урока вы ещё бережнее будете относиться к природе. Давайте ещё раз прочитаем выражение, которое является эпиграфом к нашему уроку: «Природа – наш общий дом».