Программа элективного курса "Туристическое агентство «Altai Tour»"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Туристическое агентство “ ALTAI TOUR” имеет региональную направленность.

Данный элективный курс разработан для учащихся 9-х классов, изучающих английский язык и желающих приобрести первоначальные навыки в рамках специальности гид в туристическом бизнесе. Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Материалы элективного курса позволяют расширить школьную программу, углубить базовые знания учащихся и приобщить их к истории и культуре нашего края.

Актуальность разработки данного курса обусловлена тем, что Алтайский регион является зоной развития туризма, который привлекает туристов не только со всех уголков нашей страны, но и иностранных туристов.

Знакомство с уникальностью Алтая на иностранном языке позволяет учащимся получить дополнительные знания о нашем крае и научить их применять эти знания в жизни, что способствует созданию положительной мотивации учения.

Содержание элективного курса позволяет расширить словарный запас современной терминологией, используемой в сфере туризма, научить логически правильно составлять речевые высказывания и увлеченно обсуждать предложенные темы, возникающие во время туристических поездок по Алтаю, познакомить с профессией гида.

Предлагаемый курс способствует расширению кругозора учащихся, повышению уровня языковой подготовки, речевой и социокультурной компетенции, а также развитию творческих способностей учащихся и самоопределению личности.

Приложение 1

Цель курса:

  • формирование и развитие коммуникативных навыков

Задачи курса:

  • знакомство с функциями специалистов туристического бизнеса, видами туризма, историческими и географическими особенностями Алтая;
  • расширение словарного запаса современной терминологией, связанной с туризмом;
  • активизация умений и навыков устной речи.

Тематика курса и структура программы:

Тематика курса представлена темами, которые знакомят учащихся с работой гида в туристическом бизнесе и отобрана с учетом интересов и потребностей учащихся.

Тематический курс состоит из 4-х разделов:

  • Choosing a Career in Tourism
  • Types of Tourism
  • Welcome to Altai!
  • Tourist Agency

Формы и методы работы:

Содержание каждого раздела элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий необходимо создать ситуацию, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы над творческими заданиями.

В связи с тем, что основной задачей данного элективного курса является коммуникативная направленность, целесообразно строить каждое занятие на коммуникативной ситуации или ее вариантах, используя разнообразные виды учебно-познавательной деятельности.

Работа над каждым разделом включает:

  • ознакомление с новой лексикой;
  • тренировка лексики в ситуативных упражнениях;
  • аудирование;
  • чтение текстов;
  • решение коммуникативных задач.

Перед учащимися ставится цель научиться решать коммуникативные задачи через монолог, диалог и аудирование.

Целесообразно использовать следующие разновидности монолога:

  • рассказ;
  • описание;
  • рассуждение;

Диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая.

Успешность диалогического общения на занятиях во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Речевые задачи можно решать используя:

1. Диалог-расспрос:

  • запрашивать и сообщать фактическую информацию;
  • целенаправленно расспрашивать, т.е. “брать интервью”.

2. Диалог-побуждение к действию:

  • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
  • дать совет и принять/не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
  • сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним.

3. Диалог-обмен мнениями:

  • умение выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
  • умение высказать одобрение/неодобрение;
  • умение выразить сомнение;
  • умение выразить эмоциональную оценку (радость/огорчение, желание/нежелание).

Работа над разделом “Welcome to Altai!” предполагает просмотр документального фильма на английском языке с последующим решением коммуникативных задач.

По окончании работы над элективным курсом учащиеся должны уметь:

  • планировать туристические маршруты;
  • создавать буклеты для туристов;
  • составлять монологическое высказывание;
  • вести диалог.

Итог работы над элективным курсом:

Итогом работы над курсом является разработка проектов для организации и проведения ролевой игры “Туристическое агентство “ALTAI TOUR”. Учащиеся попытаются в деловой игре моделировать профессиональную деятельность гида, организовать заочные мини-экскурсии по уникальным уголкам Алтая и рассказать об этом на английском языке.

Критерии промежуточного и итогового контроля коммуникативных навыков:

  • уметь высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении;
  • уметь высказываться логично и связно;
  • уметь высказываться продуктивно, содержательно;
  • уметь говорить самостоятельно;
  • уметь говорить в нормальном темпе.

Учебно-тематический план

Темы курса

Всего часов

Формы организации
деятельности

Формы контроля

1

Choosing a Career in Tourism

4

работа над лексикой (лексико-грамматические упражнения);
чтение текстов;
работа над диалогом
составить диалог

2

Types of Tourism

4

работа над лексикой (лексико-грамматические упражнения);
аудирование;
работа над монологом
описать;
картинку;
составить;
монолог

3

Welcome to Altai!

4

просмотр фильма;
обсуждение фильма;
диалогическая речь;
практика чтения;
практика перевода
фронтальный контроль (обсуждение фильма);
составить диалог

4

Tourist Agency

5

практика перевода;
диалог;
монолог;
работа над проектом
ролевая игра
 

Всего

17

   

Содержание курса

Тема 1 “Choosing a Career in Tourism”

Темы и ситуации общения: Что мы знаем о работе гида в туристическом бизнесе.

Качества, знания и умения гида.

Требования к композиции речи.

Языковой материал: лексический - лексика, тексты, диалоги по темам:

“The Travel Agent”

“The Tourist Manager”

“The Tour Guide”

Грамматический:

The Present Indefinite Tense

The Present Continuous Tense

To be going to

Речевые клише – формулы вежливости, встречи, прощания.

Тема 2 “ Types of Tourism”

Темы и ситуации общения: Виды туризма.

Искусство взаимодействия со слушателями.

Коммуникативные затруднения в ситуациях речевого общения.

Языковой материал: лексический –  лексика, тексты, диалоги по темам:

“Different Types of Tourism”

“Leisure Tourism”

“Sport Tourism”

Грамматический:

The Past Indefinite Tense

The Past Continuous Tense

Articles with Geographical Names

Речевые клише – формулы выражения согласия/ несогласия, уточнения, просьбы.

Тема 3 “ Welcome to Altai !”

Темы и ситуации общения: Туристические маршруты Горного Алтая.

Языковой материал: лексический –   документальный фильм, статьи:

“ География Алтая”

“Бийск”

“ Телецкое озеро”

“ Живая старина”

“ Очарованные странники”

Грамматический:

The Future Indefinite Tense

Речевые клише – формулы выражения сомнения, удивления, одобрения.

Тема 4 “ Tourist Agency”

Темы и ситуации общения: Организация заочных мини-экскурсий.

Создание буклетов для туристов.

Проведение ролевой игры.

Работа над темой “Tourist Agency” предполагает самостоятельную творческую работу (индивидуальную и групповую) и опирается на ранее изученный материал (темы 1–3).

Учащиеся разыгрывают мини-диалоги, составляют маршруты экскурсий и проводят воображаемые экскурсии, участвуя в ролевой игре. Предлагается провести следующие экскурсии: “ Бийск купеческий”, “ Алтай-родина В. Шукшина”, “ Сибирская Швейцария”, “ Золотое озеро”.

Литература

1. Е. Мошняга “ Английский язык. Туризм” - М.: Советский спорт, 2004.

2. В. Садчиков “Алтай” - Барнаул: РИА Импресс, 1997.

3. Е. Соловова “ Методика обучения иностранным языкам” - М.: Просвещение, 2002.

4. Е. Соловова “ Разработка авторских программ и курсов” - ИЯШ, 2004, № 4, 5.

5. Е. Соловова “Гид-переводчик ” - М.: АСТ Астрель, 2007.

6. Л. Ступин “I Can Speak English”- М.: Международные Отношения, 1980.

7. И.Топленкина “ Региональный компонент на уроках ИЯ”- ИЯШ, 2007 № 3.

8. Документальный фильм на английском языке “Welcome to Altai!!” - ГТРК “Алтай”, 2004.