Образ Родины в сердце человека. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыке в процессе художественного восприятия

Разделы: Музыка


Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке в процессе художественного восприятия.

Задачи:

  1. Отождествление художественного образа через смежные виды искусства.
  2. Формирование навыков ценностного восприятия через активизацию внутреннего духовного мира.
  3. Развитие навыков ассоциативного мышления в процессе творческого поиска.

Наглядные пособия:

  • Портрет П.И. Чайковского.
  • Портрет С.В. Рахманинова.
  • Репродукции картин русских художников.

Музыкальный материал:

  • Чайковский П.И., “Святки”, цикл “Времена года”.
  • Крылатов Е., “Песенка о колоколах”.
  • Рахманинов С.В., Концерт №2, для фортепиано с оркестром (фрагмент).
  • Струве Г., песня для хора “Моя Россия”.

ХОД УРОКА

Вход учащихся в класс. Вход под музыку П.И. Чайковского “Святки”.

Беседа с учащимися.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем говорить об одном из самых удивительных и интересных видах искусства – о Музыке. А главное, о том, как музыка способна воздействовать на душу человека, как она может задевать самые чувствительные струны человеческого сердца.

Вопрос: Расскажите о характере музыки, прозвучавшей при входе в класс.

Ответ: Легкая, стремительная, танцевальная.

В.: какое состояние души передает композитор в этих музыкальных звуках?

О.: Чувство полета, радость, беспечность, ликование.

В.: Как эта музыка воздействует на человека?

О.: Вызывает восторг, поднимает настроение.

В.: Значит музыка способна изменить настроение и даже душевное состояние человека. Как же называется тема четверти?

О.: Преобразующая сила музыки.

Учитель: Что бы закрепить наше хорошее настроение предлагаю исполнить известную вам песенку о колоколах.

Исполнение. Звучит “Песенка о колоколах” в исполнении учащихся.

Стихотворение о Родине.

Учитель: Ребята, сейчас прозвучит стихотворение. Попробуйте прочувствовать, ощутить этот стих.

Родина.

Если скажешь слово “Родина” …
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду – смородина.
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой – топот ног…
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок!
Или степь от маков красная…
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Вопросы: Какие чувства вы пережили, прослушивая это произведение? Какой образ содержит в себе стихотворение? Можем ли мы прочувствовать собственное отношение автора к этому образу?

Ответы учащихся: Радость, гордость за свою Россию. В стихотворении раскрывается образ Родины. Очень важно понять, что Родина – это самое главное, что есть у каждого человека. Автор стиха рассказывает о том, как важно любить и беречь свою Родину.

Показ репродукций.

Учитель: Посмотрите на репродукции картин знаменитых русских художников. Сравните ваши ощущения и эмоции с характером этих картин. Какой образ передают художники в этих картинах? Что в них можно услышать?

Учащиеся: Это образ Родины. В этих картинах можно услышать звуки природы – шелест травы, журчание ручейка, пение птиц, раскаты грома, конских храп и топот копыт, тишину русской природы и т.д.

Слушание музыки.

Учитель: Прочитайте высказывание русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова:

“Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера и потому – это русская музыка…”

Какие, на ваш взгляд, интонации и чувства здесь преобладают?

Учащиеся: Рахманинов – настоящий патриот своей страны. Он гордо говорит о том, что он – русский человек.

Учитель: И это действительно так! С.В. Рахманинов очень нежно и с большой любовью относился к своей Родине. Именно поэтому в его мелодиях так много русской напевности, протяжности, лиричности и легкой грусти. Рахманинов был эмигрантом поневоле и очень тосковал по России. Его произведения являются отражением его чувств к родной стране, беспокойством за судьбу России, сопереживание своим соотечественникам.

Слушание музыки. Звучит запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова (партию фортепиано исполняет автор).

Учитель: Какое отношение возникло у вас к этой музыке? Расскажите о своих ощущениях.

Учащиеся: В начале произведения ощущение беспокойства, приближение какой-то беды. Музыка грозная, как будто кто-то бьет в колокола. Это набатный колокол, он предупреждает об опасности. Затем следует музыка очень мягкая, лиричная, взволнованная, очень стремительная.

Иногда кажется, что это бежит весенний ручеёк, легкий и беспечный. Музыка очень красивая, плавная. Но иногда кажется, что обрушиваются волны и музыка грохочет как океан во время шторма.

- Слышно как “разговаривают” солист и оркестр. Как будто не один образ, а несколько.

- Мне кажется, что Рахманинов рассказывает в музыке о судьбе России, о её трагедии, переживает за неё, этим выражая свою любовь к Родине.

Вокально-хоровая работа.

Начинается с распевки.

  1. Закрытый звук (пение одного звука в пределах квинты (ч.5) вверх по полутонам);
  2. Упражнение на постановку певческой позиции. Пение гласных звуков у-и-а на одной высоте с перемещением в пределах квинты (ч.5) вверх по полутонам.
  3. Упражнение на дыхание. Пение поступенного терцового хода вверх и вниз (б.3) на ми-и-я вверх по полутонам в пределах сексты или септимы.
  4. Упражнение на развитие музыкального слуха. Двухголосное пение.
  5. Упражнение на дикцию. Распевается слог “да-да-да” поступенно на квинту вверх и вниз в пределах октавы.

Знакомство с песней. Музыка Г.Струве, слова И.Соловьёва “Моя Россия”.

Песня звучит в исполнении учителя.

Вопрос: О чем рассказывает песня? Какой характер передаёт композитор в этой песне?

Ответ: В песне поётся о нашей Родине – России, о том как она нам дорога, даже “на маму похожа”. Характер спокойный, ласковый, нежный.

Разучивание песни. Исполнение вокализа мелодии песни. Работа над интонационной чистотой мелодической линии, разучивание 1 куплета песни со словами.

Учитель: Как вы представляете образ Родины во время исполнения песни? Какие чувства вас наполняют?

Учащиеся: Я представляю русскую природу, она такая красивая.

- Я представляю свою маму, потому что она такая же красивая и нежная.

- Мне петь легко и радостно.

Подведение итогов.

Вывод делают учащиеся. Сегодня на уроке мы пережили разные чувства – и радость, и грусть, и сожаление, и гордость. Это было связано с образом Родины, о котором мы так много говорили.

Учитель: Где сегодня мы с вами встречались с образом Родины?

Учащиеся: В концерте Рахманинова, стихах о Родине,

- картинах старых мастеров, пении песен, в высказывании Рахманинова

- и даже во вступлении к разговору, когда мы заходили в класс под музыку Чайковского.

- мне очень понравилось чувствовать себя патриотом своей страны, это очень важно - любить свою Родину.

Выход учащихся из класса. Звучит в записи “Святки”, П.И. Чайковского.