Задачи:
- развивать лингвистическую зоркость учащихся;
- формировать лингвистические навыки;
- формировать деятельное отношение к борьбе за чистоту русского языка.
Условия организации занятия:
- проблемность;
- сотрудничество;
- вовлечение в активную, практическую значимую деятельность.
Методы обучения – беседа, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, игра, игровое проектирование.
План занятия
1. Вступительная беседа «Эмоциональная разминка»
Учитель вступает в диалог с ребятами (позиции: «говорящий – слушающий», слушающий – говорящий»).
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим.
- Вам будет интересно.
- Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты встречи? (Как твоё настроение)
- Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно? (ощутить, почувствовать)
- Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого и одновременно загадочного слова. (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа.)
- А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душу слова «настроение», что бы вы на это ответили? (характер непонятный, изменчивый: противоречивый)
- Как вы думаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника? (важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен, психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе…)
- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом (каким?). На проекторе «словарь настроений».
- А теперь немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы – юные художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить своё абстрактное слово – настроение в виде конкретного образа. Сделать это нужно не кистью, а с помощью ранней формы языка…
Итак, рисуем настроение жестами.
- Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Как вы думаете, какая форма речи и почему возникла раньше других? (раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя.)
- Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться. Попытайтесь прислушаться к своему внутреннему голосу, о чём он должен напомнить?
Ребята встают и не очень громко, почти шёпотом, хором произносят следующие слова (слова на экране)
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – моё лицо.
Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь. Учусь чувствовать себя и другого. Я спокоен и уверен в себе.
2. Создание лексического «магнитного поля»
- Язык может быть добрым другом, жестоким и злым, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг. Словом можно излечить и ранить! Слово в моём представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь.
-Мы с вами договоримся отмечать добрые слова знаком «+» (плюс), а злые слова – знаком «-» (минус). Произнесите слова, записанные на доске. (Чистое слово).
-Как вы считаете, добрые они или злые? Какой у них знак «+» или «-»? Что помогает вам сделать выбор?
- А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что произнесённое и записанное слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к выбранному вами слову- магниту. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, всё доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. «Притягивающиеся» к слову магниту слова могут принадлежать к разным частям речи, только записывать их надо в начальной форме.
Дети придумывают слово - магнит и притягивают к нему другие слова.
3. Игровое задание «Я начну, а ты продолжи»
Учитель предлагает начало известной строки. Учащиеся самостоятельно должны продолжить.
Слово не воробей: (вылетит – не поймаешь).
Сперва подумай, а там (скажи).
В добрый час молвить, в худой (промолчать).
4. Работа со словарём.
Выясняем значение слова акция. Находим слова – синонимы к слову.
5. Внимание! Словесный шторм!
Дети читают задание по одной строфе. Исправляют речевые ошибки.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А, вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
6. Подбери рифму.
На доске записаны строчки из стихотворения. В левом столбике стихотворение с пропуском слов, в правом – слова пропущенные. Дети подбирают нужные слова, изменяя, где нужно, форму.
Лучше нет моей… И родного… Мощь его, краса и сила Нам понятна и … А русский … Могучий, народный, И он мне на … Дороже всего. |
Россия Язык близкий Свободный Свет |
7. Собери предложение. Дети восстанавливают деформированный текст.
Наш, язык, меч, наш, любовь, наша, свет, наш, гордость, наша
( Эти слова К.Г. Паустовского могут послужить лозунгом к проведению акции «Чистое слово», дети могут предложить свои лозунги.)
8. Творческая работа - исследование «Какие слова меня больше всего обижают и радуют?» (домашнее задание или домашняя заготовка)
9. Итог. Учитель благодарит ребят за тёплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. Произносятся заключительные слова – пожелания, которые подводят итог всего занятия:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным, добрыми словами и добрыми делами!