Открытый урок во 2-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Свистящие и шипящие согласные"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Закреплять понятия “свистящие” и “шипящие” согласные звуки.
  • Упражнять в умении писать слова со свистящими и шипящими согласными.
  • Развивать фонематическое восприятие на основе специального упражнения на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами.
  • Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока.

I. Активизирующее начало.

1. Организационный момент.

- Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше настроение стало еще лучше. А теперь поделитесь своим хорошим настроением с гостями. И на такой хорошей нотке начнем наш урок.

2. Коррекционное упражнение на развитие фонематическое восприятия

- У вас на столе лежат карточки, что на них написано? Какие буквы?

с з ш ж

- Давайте поиграем в игру: я буду говорить разные слова, а вы показывать карточку, которая соответствует звуку в услышанном слове (сон, шар, заяц, дождь, морозно, коса, жара, машина, вода).

- Что мы делали?

II. Закрепление.

1.Сообщение темы и задач урока.

а. - О чем мы говорили на прошлом уроке? Какие согласные повторяли?

- Сегодня на уроке мы повторим, какие согласные называются “свистящими”, а какие “шипящими”. Будем писать слова и предложения с этими согласными.

б. - Ой, что это!? (стук) На доске появляется картинка Королевы Письма.

- Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел в гости?

- Это Королева Письма. Она правит в стране Письма. Там живут буквы и звуки, слоги и слова. Королева Письма следит за тем, чтобы в стране был порядок, звуки не путались, слова писались правильно. Она пришла к нам позвать нас в гости в свою страну. Но для начала нам нужно выполнить задания Королевы Письма, которые находятся в ее волшебном сундуке.

- Хотите в страну Письма? Ну, тогда давайте начнем выполнять задания.

2. Повторение понятий “свистящие” и “шипящие” согласные.

Итак, первое задание от Королевы Письма. (первый конверт из сундучка)

а. Достаю из конверта буквы и выставляю их на доску.

с з ш ж

- Что это? Какие буквы? Какие звуки они обозначают?

- Что вы можете сказать об этих звуках?

б. - На какие группы можно разделить эти буквы?

- Как называются эти группы? Подберите подходящее название.

- Почему эти звуки называются свистящими, а эти шипящими?

с з – свистящие согласные

ш ж – шипящие согласные

3. Пальчиковая гимнастика.

- Мы сегодня будем много писать, давайте разомнем пальчики, чтобы они лучше писали. Для этого мы используем шнуровку.

4. Минутка чистописания.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Ребята, вы умеете писать? Покажите, как нужно правильно сидеть во время письма. Как нужно правильно положить тетрадь и держать ручку.

- А теперь напишите число, “классная работа”. Покажите, как вы умеете красиво писать.

5. Дополни и запиши предложения.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Дополните предложения подходящими словами. Запишите предложения в тетрадь.

- Подчеркните в предложении свистящие и шипящие согласные.

Идет ________ .

Шумит ______ .

На улице _____ .

Маша взяла ___.

- О каком времени года говорится? Почему?

  • Индивидуальный подход. 4 группа

Составь из слов предложение и запиши его в тетрадь.

На улице большие лужи.

  • Физ. Минутка

Мы писали, рисовали
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покрутимся бочком
Сядем и писать начнем.

III. Обобщение по теме.

1. Дифференцированная работа по группам.

- Давайте посмотрим, что есть в волшебном сундучке заданий. Следующий конверт с заданием от Королевы Письма.

(Но тут несколько заданий для разных групп.)

1 группа. Вставьте пропущенные буквы в слова и разделите эти слова на 2 группы

1 группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

.ар, .онт, .ыр, .аба, ма.ина, до.ка, лу.а, гла.а.

2 группа. Выпишите из предложения слова, в которых есть свистящие или шипящие согласные.

Соня надела шапку. У Жени заяц. Жанна закрыла дверь на замок.

- Какие слова из текста выписали?

3 группа. Разделите слова на 2 группы.

1группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

шары, дождик, собака, козлик, лужок, зуб, мышка, усы

4 группа. Подчеркните в словах свистящие и шипящие согласные.

Идет дождик. На улице сыро. Маша взяла зонтик.

IV. Итог.

1. - Давайте посмотрим, остались ли у нас конверты в сундучке Королевы Письма.

- Ребята, смотрите, остался последний конверт! Давайте посмотрим, что в нем.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моими заданиями.
Я приглашаю вас к себе в гости. Приходите, когда захотите в Страну Письма.
Отправляю вам небольшие подарки.

Королева Письма.

2. - О чем говорили на сегодняшнем уроке?

- Что больше всего понравилось?