Внеклассная работа в системе развивающего обучения

Разделы: Внеклассная работа


Работа в системе развивающего обучения накладывает свой особый отпечаток на специфику внеклассной работы. Ведь именно внеурочная деятельность, дополняя и расширяя учебную, создает условия для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, ответственности, открытости.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью моей работы является формирование дружного детского коллектива, в котором созданы условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности и развития творческого потенциала.

Особого внимания заслуживает проблема организации и проведения совместного досуга детей и родителей. Как обидно, когда родители равнодушны к жизни ребенка в школе, к его интересам, переживаниям. На первый план выдвигая лишь успехи, зафиксированные в дневнике, взрослые не оценивают достижения ребенка в других сферах жизни, не понимают, что жизнь маленького человека не ограничивается только уроками. Еще более обидно мне как педагогу видеть, что родители, не вникая подробно в проблемы детской жизни, смотрят на такую сложную и многоплановую творческую деятельность свысока, считая ее лишь развлекательной и недостойной внимания. Очень важно сблизить интересы родителей, педагогов школы и детей, создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Положительным результатом такой работы можно считать формирование активного и дружного коллектива родителей данного класса, доверие и взаимопонимание между родителями и педагогами.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В данной таблице отражены основные направления, формы и тематика конкретных мероприятий. Хочу обратить особое внимание на то, что жизнь постоянно вносит свои коррективы, план дополняется новыми мероприятиями, изменяются формы проведения, в зависимости от инициативы учащихся и классного руководителя.

Таблица

На первый взгляд формы проведения довольно обычны, но я хочу подчеркнуть, что по мере развития познавательных интересов и творческих способностей детей, в планировании и организации всех этих мероприятий я опираюсь на собственные детские потребности, возможности, желания, а иногда, к сожалению, и на их проблемы.

Например, приближалось празднование Дня Победы. Провожу беседу о том, что дети знают о Великой Отечественной войне, и возникает идея провести в школьном музее классный час. Интересуюсь, а как ваши близкие пережили войну, что вы знаете о судьбе своих прадедов. Ответом мне служит недоуменное молчание. Но уже со следующего дня дети стали приносить фотографии, свидетельства о наградах, с увлечением рассказывать о трудностях и победах своих родных в то тяжелое время. Некоторые так увлеклись этой работой, что составили иллюстрированные книги о тяжелой, но интересной жизни людей на фронте и в тылу.

Или другая ситуация. Девочки обсуждали интересные рецепты, увиденные в телепередаче, и вдруг возникает идея устроить в классе кулинарный поединок. Дети самостоятельно делятся на группы, активно обсуждают, что готовить, как нарезать, чем украсить и т.д. В итоге рождается “Кулинарное шоу 4 класса А”. Учитель и родители приглашены на это мероприятие в роли экспертов. Парты сдвинуты, застелены клеенками и начинается невиданное кулинарное действо. Жюри в недоумении – кому отдать предпочтение? Все блюда вкусны, оригинальны, а украшены так, что ни в одном ресторане Вязьмы не увидишь такого изыска. В итоге решили отметить всех, присудив различные номинации. Дети, кстати сказать, таким решением были недовольны, каждая группа считала себя лучшей.

Таким образом, опираясь на детские интересы, направляя и корректируя их деятельность, осуществляется внеклассная работа.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ

1этап. Вовлечение детей в коллективные творческие дела под контролем и руководством учителя. Учитель планирует, контролирует, корректирует деятельность учащихся, но при этом активно советуется с ними, учитывает их склонности, способности и желания.

2 этап. Активное вовлечение учащихся в совместную творческую деятельность. Дети более самостоятельны в распределении дел, поручений, в организации микрогрупп для реализации различных задач. Но учитель ненавязчиво направляет, помогает их деятельности, старается привлечь пассивных, убедить сомневающихся, примирить спорящих. Педагог – разработчик основной стратегии деятельности класса, а на учащихся перекладывается выполнение конкретных поручений: составление отдельных номеров сценария, подбор литературного, музыкального, художественного материала, репетиции, разработка маршрутов походов и т.д.

3 этап. Ведущая роль учащихся во внеклассной работе. Дети должны чувствовать, что учитель – сотрудник, соавтор, участвующий на равных. При этом педагог должен так проводить свою работу, чтобы незаметно направлять, корректировать деятельность класса, влиять на принятие некоторых решений, но не подавлять творческую инициативу своих воспитанников.

Первый этап – это начало обучения в школе, к концу года класс уже переходит во второй этап.

На втором этапе возрастает активность детей, им уже все интересно, но у них еще недостаточно знаний окружающей жизни для самостоятельной реализации поставленных целей, низко сформированы коммуникативные способности. Здесь очень важно обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребенка, это помогает развивать потенциал каждого ученика.

В этот период эффективным приемом является проведение в начале каждой четверти общеклассных собраний по планированию внеклассной работы, распределению поручений и назначению ответственных за каждое дело. Ведущая роль при этом отводится учащимся, учитель участвует в обсуждении и вносит свои предложения ненавязчиво, без диктата.

Момент перехода классного коллектива на третий этап невозможно определить заранее, это зависит от специфики класса. Иногда это происходит уже в третьем классе, а иногда только в четвертом. Предыдущий мой выпуск был очень активным и инициативным и уже во второй половине третьего класса они сами планировали и практически самостоятельно реализовывали различные творческие задачи. Но более всего они радовали меня и родителей в четвертом классе. Это был просто фейерверк интересных идей. Особенно удались новогодняя сказка и выпускной бал.

Идея поставить новогоднюю сказку родилась на уроках чтения, когда мы проходили сказку Э.Т.А.Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”. Но тут возникло множество вопросов: как распределить роли, чтобы все учащиеся были задействованы в спектакле, какие придумать костюмы, как их сделать так, чтобы не ударить по бюджету семей. Особые споры вызвали костюмы мышей, ведь четвероклассники уже “очень взрослые”, и в детских костюмчиках они выступать не согласны. В итоге решили, что мыши выйдут в черной спортивной форме, черных шапочках, перчатках и очках. Получилась очень стильная, но грозная “мышиная армия”.

С особым вниманием мы подбирали музыку для каждого сюжетного поворота. Дети приносили в класс множество дисков, кассет, прослушивали, спорили, но, наконец, и эта проблема была решена. Многочисленные репетиции радовали меня тем, что мое участие сводилось к наблюдению и небольшим советам. Некоторые участники самостоятельно разработали свои музыкальные номера, правильно подобрали интонацию произносимых монологов. Кое-кому, правда, была нужна моя помощь. Но и с этим мы справились.

Премьера прошла с большим успехом, родители были удивлены и восхищены. Весть о нашем спектакле разнеслась по соседним классам, и нас просили повторить представление для учащихся параллельных классов, коллеги переписывали сценарий, а я гордо смотрела на своих талантливых воспитанников.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА. ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сейчас мои ребята учатся в 6-м классе. Они влились в детскую организацию нашей школы, активно участвуют во всех делах, являясь не столько исполнителями, сколько инициаторами и организаторами многих начинаний. Нисколько не умаляя талантов детей, я считаю, что внесла немалую лепту в раскрытие их потенциальных способностей.

Нынешний мой 2 А класс заметно отличается от предыдущего: они тоже энергичные, артистичные, но другие… Поэтому, желая облегчить себе жизнь, я иногда достаю старые сценарии и понимаю, что не пойдет… И снова начинаются долгие обсуждения, споры, подбор музыки, распределение ролей и т. д.

Очень приятно, что родители ценят результаты нашего труда. Задолго до праздника они начинают предупреждать о графике своей работы, чтобы день мероприятия не совпал с их сменами, дежурствами. Они активно участвуют во всех наших делах, не жалея ни сил, ни времени. У нас уже формируется сплоченный родительский коллектив, с единым подходом к вопросам воспитания и обучения детей.