Урок в образовательной системе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


«Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний, а на завтрашний день детскогоразвития»
Л.С. Выготский.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Что такое «Школа-2100» сегодня?

Это личностно ориентированное, развивающее вариативное непрерывное образование для массовой школы (дошкольная подготовка, начальная школа, основная старшая школа).

Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. «Школа-2100» предполагает максимальное использование личного опыта педагогической деятельности каждого учителя.

Именно в системе «Школа-2100» были впервые предложены предметы «Информатика, риторика».

Что такое образовательная система «Школа-2100» для каждого из нас?

Для ученика: хорошие современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься: продуманная система работы по этим учебникам; отсутствие перегрузки; человечная атмосфера на уроке; развитие интеллекта и личности школьника; введение необходимых, но обычно отсутствующих предметов (информатика, риторика).

Для учителя: ответы на все сомнения и вопросы, которые возникают в процессе его профессиональной работы, продуманная система повышения квалификации, полное методическое обеспечение всех учебников, системное единство всех учебников и программ и в рамках одного класса, и последовательных классах.

Система «Школа-2100» направлена на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становиться самим собой.

Сознание и общение не только неразрывны с деятельностью, они ею определяются.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

Сегодня все основные государственные документы подчеркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Сегодня мы на государственном уровне отказались от репродуктивной парадигмы «Запомни и повтори».

Что же такое личностно-ориентированное образование? Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом, учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.

Как отличить учебник, написанный в рамках личностного подхода? Большая часть деятельности, предлагаемой учебником, должна быть развивающей, иметь мотивацию, носить функциональный и коммуникативный характер. Материал должен подаваться проблемно для организации мыслительной деятельности.

Уже на раннем этапе обучения важно научить ребенка группировать и классифицировать информацию. Большая часть учебников в Образовательной системе «Школа-2100» интегративные («Окружающий мир» Вахрушева, «Прекрасное рядом с тобой» Куревиной) или содержат элементы интеграции («Русский язык» Бунеев, Бунеева, «Мои волшебные палочки»).

Учитель в Образовательной системе «Школа-2100» почитает действовать творчески, а не по шаблону, он умеет слушать и слышать собственных учеников, сотрудничать с ним на уроке. В школе создана творческая лаборатория, которая является центром для учителей города, работающих по системе «Школа-2100».

Заседания лаборатории проходят активно, с творческим запалом. Идет обмен опытом, обмен мнениями, поиск оптимальных решений.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях, проблемным обучении ( Ильницкая, Кудрявцев, Махмутов) и психологии творчества ( Брушлинский, Матюшкин, Шумилин) разработана технология проблемно- диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». Эта технология реализуется в образовательной системе «Школа-2100».

Классификация методов обучения при проблемном обучении такова.

Методы

Проблемные

Традиционные

Классические Сокращенные  
Постановка проблемы      

Классическая группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность. Ее осуществляют либо учитель, либо ученик сам, либо они вместе. Но проблемный монолог ученика – редкий случай. Поэтому из классических методов наиболее эффективен побуждающий диалог, который развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращенная» группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания.

В рамках образовательной системы «Школа-2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями учитель может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок.

При подготовке к уроку русского языка по данной программе и при анализе урока необходимо иметь в виду основную особенность курса – его непрерывность, поскольку в содержании работы прослеживаются одни и те же содержательно-целевые линии развития средствами предмета и в начальной и в основной школе.

- овладение функциональной грамотностью.
- дальнейшее овладение родными навыками различных видов устной и письменной речи.
- овладение умениями и навыками понимания и анализа текстов различных видов.
- раскрытие для детей культурологического и воспитательного потенциала родного языка.
- формирование «общелингвистической компетенции».
- формирование чувства языка.

Структура урока строится в соответствии с типом урока.

Вот схема урока объяснения нового материала.

  1. Оргмомент.
  2. Пятиминутка чистописания.
  3. Самодиктант, взаимодиктант или словарный диктант.
  4. Мотивация: введение в тему. Формирование познавательной цели и темы урока (возможно в конце урока или по ходу урока).
  5. Зрительное восприятие нового материала: в течение упражнения, в таблице.
    Актуализация темы, создание проблемной ситуации.
  6. Открытие новых знаний.
    а) Постановка проблемы.
    б) поиск решения (гипотезы, побуждающий диалог).
    в) использование вопросов учебника в целях систематизации нового материала.
    г) самостоятельное формирование правила
    д) сравнение учащимися собственные формулировки предложенной в учебнике.
  7. Воспроизведение нового знания в формах.
  8. Практическая часть - начало формирования умений.
  9. Итог урока. Мини-опрос с обобщением новых сведений. Называние умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения упражнений.
  10. Домашняя работа может быть дифференцированной с использованием «Дидактического материала».

Основные направления работы на уроке чтения таковы:

- формирование и совершенствование техники чтения вслух (правильность чтения, интонирование, скорость чтения) и про себя (правильность, осознанность, скорость чтения)
- обучение приемам понимания прочитанного;
- создание условий для эстетического и эмоционального переживания прочитанного.
- практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями.
- обучение элементам литературоведческого анализа текста.
- развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения, письма.

Специалист должен быть знаком с технологией работы с текстом на уроке чтения. Об этом учителя могут прочитать в журналах «Начальная школа до и после», главным редактором которого является Бунеев Р.Н.

Изучение учителем данной технологии и применение её приносит, свои результаты. Ребята творят чудо, встречаясь с чудом на уроке.

Этапы урока математики в технологии Л.Г. Петерсон.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
  3. Постановка проблемы урока.
  4. Открытие детьми нового знания.
  5. Первичное закрепление.
  6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
  7. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
  8. Итоги урока. Рефлексия.

По ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы). Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.

Новые подходы требуют «нового оценивания. Этого требуют современные реалии, заказ общества и государства.

В 2002-2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа-2100». На его основании создана экспериментальная модель контроля и оценивания.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

Сегодня авторский коллектив работает над созданием технологического пакета материалов, которые обеспечат внедрение новой технологии. Уже выпущены в свет «Дневники школьника» для учащихся 1-4 классов, рабочий журнал учителя, в который войдут все правила с алгоритмами, таблицы требований, процедура внедрения. Перерабатываются тетради для проверочных и контрольных работ в соответствии с новой технологией: задания в них будут сгруппированы по уровням успешности, соотнесены с умениями таблиц требований.

Планируется подготовка дневников для основной школы, создаются электронные диски к учебникам, предназначенных для автоматической проверки контрольных работ и ведения электронного журнала.

Стратегия модернизации российского образования предусматривает в качестве приоритетного направления реализации принципа непрерывности и преемственности.

«Школа-2100» - это не просто комплект учебников, это система, которая имеет свою научную базу, охватывает все ступени образования (дошкольную подготовку, начальную школу, основную школу, высшее и среднее специальное образование), имеет полное методические обеспечение и единый подход к технологии обучения.

Мы работаем в едином ключе с д./с №3 «Радуга», внедрили систему в основную школу.

Учителя нашей школы – творческие люди, и с интересом, подъемом внедряют в жизнь Образовательную систему «Школа-2100»

Приложение