Сценарий литературно-музыкальной композиции "На Мурманском направлении"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


(Литературно-музыкальная композиция проводится в школьном

историко-краеведческом музее)

ОБОРУДОВАНИЕ: используется материал музея: карта Кольского полуострова, песни военных лет звучат на патефоне, выставка книг о Великой Отечественной войне на Севере, фотографии поэтов К. Бельхина, Н. Букина, фотоальбом Е. Халдея “От Мурманска до Берлина”, запись песни “Прощайте, скалистые горы” в исполнении ансамбля Северного флота, материалы местных газет о жизни и творчестве поэта К. Бельхина.

(Звучит фонограмма песни “Журавли”)

ВЕДУЩИЙ 1: Четыре года колоссальных усилий нашего народа в Великой Отечественной войне несли такой духовный и нравственный сплав, который должен стать достоянием современных школьников. Мы должны знать, что это было за время и что это были за люди, которые на самом правом фланге фронта не дали врагу перейти границу нашей Родины! Стоявший под шквальным огнем артиллерии столб с надписью СССР стал символом непобедимости нашего народа.

ВЕДУЩИЙ 2: Приехавшие на Север столичные поэты, читатели пополнили ряды местных журналистов, образовав в Полярном “настоящее литературное братство”. Творческие силы и энергия литераторов переплавлялись в корреспонденции, очерки, рассказы, стихи… Военные события не раз заставляли поэтов хвататься за оружие, а воинов – за перо. Самым распространенным и самым любимым жанром фронтовиков была поэзия. Это объясняется ее природой: слово в стихотворном тексте актуализируется, выявляя свою многозначность. Под действием этого закона достигается неисчерпаемость поэтического содержания.

(Звучит фонограмма песни “Журавли”)

ВЕДУЩИЙ 1: Это было в первые дни войны. К полярненскому пирсу пришвартовался бот с ранеными, только что вышедшими из кровопролитных пограничных боев. Как уцелел бот? Как дошел до Полярного? Что нам теперь делать, ведь туда ушла пехота?

ВЕДУЩИЙ 2: Матрос ремонтного батальона подводных лодок Дмитрий Ковалев, потрясенный встречей, в слове выразил тревогу и горечь первых потерь. Так начиналась поэзия Севера:

ЧТЕЦ 1:

…Шинели, ржавые на всех от крови,

Пожухли, коробом стоят,

И только взгляды скорбь потерь откроют,

Но, как позор, свой ужас затаят.

От всей заставы пятеро осталось.

И не сознанье подвига – вина.

В глазах – тысячелетняя усталость,

А только-только началась война…

ВЕДУЩИЙ 1: Потом было много стихов, но эти, написанные под напором пережитого на третий день войны, как магнит, притягивали поэта, и он писал их всю жизнь. Поэтому под стихами стоят даты – 1941-1967.

ВЕДУЩИЙ 2: Стихов в Заполярье, на Мурманском направлении, было написано много и профессионалами и воинами. Объединенные под одной обложкой, они составили бы объемный том [6].

(Учащиеся читают стихи):

ЧТЕЦ 2: “Рассказать…”, Александр Подстаницкий

Рассказать тебе, как в небо сине

За Отчизну – Родину на бой

Уходил на скоростной машине

Парень, не целованный тобой.

Рассказать, как в утреннем тумане,

В предрассветной дымке голубой

“Мессершмитта” парень протаранил,

Невредимым возвратясь домой.

Рассказать, как с виртуозным блеском

Он колонны фрицев штурмовал,

Как седой заслуженный комэска

Перед строем парня обнимал.

Впрочем, все рассказы бросим,

Не шути любовью, не балуй,-

Ты его, пожалуйста, мы просим,

Поцелуй, покрепче поцелуй.

(июнь 1942 года)

ЧТЕЦ 3: “Военным журналистам”, Константин Бельхин

По тропам лесным, по глыбам скалистым

Идем по фронту во все концы

Мы, военные журналисты,

Обыкновенные бойцы.

Привычен огонь и мороз привычен,

В грохоте пишем, спим – в снегу.

А если атака – штык привинчен,

Граната выхвачена на бегу.

Рвемся, бурю чувств побеждая,

К ясному слову вновь и вновь.

Жгучую ненависть словом рождаем,

Словом рождаем большую любовь.

Когда из пепла руин и пожарищ

Опять города взметнутся ввысь,

Не раз услышим: “А помнишь, товарищ,

На Севере вместе с тобой дрались?”

И мы поймем, ощутим вдвойне

В голосе времени, в голосе дружбы,

Что нам в Отечественной войне

Острейшее было дано оружие. [5]

(Звучит фонограмма стрельбы, на ее фоне ведущий говорит).

ВЕДУЩИЙ 3: Осенью 1941 – зимой 1942 фашисты предприняли несколько яростных наступлений на Мурманск. Усложнилось положение на подступах к Рыбачьему и Среднему.

ВЕДУЩИЙ 4: Рыбачий (показывает на карте) – полуостров в Баренцевом море, соединяется перешейком с полуостровом Средним, а через него – с материком. С лета 1941 года – главный рубеж обороны Заполярья. Для прикрытия северного фланга советских войск, обороны Кольского залива и Мурманска, а также для нарушений коммуникаций противника на полуострове Рыбачий и Средний был создан Северный оборонительный район Северного флота. Моряки прозвали полуостров Рыбачий “гранитным линкором”. 1200 дней и ночей продолжалась круговая оборона этого небольшого участка суши, почти полностью отрезанного от большой земли.

ВЕДУЩИЙ 3: По скалистым берегам были установлены все имеющиеся в наличии орудия, пулемёты, чтобы отражать штыки неприятеля как с моря, так и с суши. Скалы хребта Муста-Тунтури стали местом ожесточенных кровавых схваток. Вот как об этом написал участник обороны Рыбачьего Николай Букин:

ЧТЕЦ 4:

Мы от границы никуда

Не отступали, были твёрды,

Хоть с трёх сторон была вода,

Полки немецкие – с четвертой.

На голом камне, на снегу

Не раз мы под огнем лежали,

Бросали каски на бегу

И в бескозырках наступали.

Колючий ветер нас хлестал,

Бураны жгли и с ног сбивали,

Но наш Рыбачий домом стал,

Как дом его мы защищали.

ВЕДУЩИЙ 4: Рыбачий стал для моряков олицетворением родимой земли. Уходя на боевые задания в опасные и дальние походы, моряки при расставании со скалистыми берегами Рыбачьего суровели лицами, а при встрече – радостно улыбались. Николай Букин не раз видел, “с какой собранностью и ответственностью перед Родиной уходили моряки “навстречу врагам”. Прощаясь, они всегда говорили: “Ждите с победой!” И в одну из таких минут сами собой сложились строки:

Обратно вернусь я не скоро,

Но хватит для битвы огня.

ВЕДУЩИЙ 3: Писалось это стихотворение легко, на одном дыхании. Николай Букин дал ему название “Не жить мне без моря”. Написанное стихотворение поэт отправил в г. Полярный, где находилась редакция газеты “Краснофлотец”. Прошло три месяца… Однажды Букин включил радиоприемник и услышал песню со знакомыми словами:

А волны все стонут и плачут,

И бьются о борт корабля.

Растаял в далеком тумане Рыбачий,

Родимая наша земля.

ВЕДУЩИЙ 4: У поэта от хорошо знакомых слов запершило в горле, а из радиоприемника неслась песня. Кто же автор музыки? У кого не спрашивал Букин – никто не мог назвать ему имени композитора. Вскоре на Рыбачий приехала группа ансамбля Северного флота. В зале, набитом моряками, свободными от “суровых и дальних” походов, прозвучало: “Прощайте, скалистые горы”. Композитор – Евгений Жарковский, автор слов – Николай Букин.

ВЕДУЩИЙ 3: Евгений Жарковский служил в Полярном. Как-то просматривая газеты, он прочитал: “Я знаю, не жить мне без моря, как море мертво без меня”. Понравившиеся стихи композитор переложил на музыку, слегка поправив несколько строк и назвав его по первым строчкам: “Прощайте, скалистые горы…”. Строгий, сдержанный, героический вальс сразу полюбился воинам Заполярья,

(Звучит запись песни “Прощайте, скалистые горы”).

ВЕДУЩИЙ 4: Свидетельствуют участники войны, что песня “согревала и облагораживала солдатскую душу, обмороженную холодом железа, обожженную пламенем сражений”. Рожденная на Крайнем Севере, песня разлетелась по всей стране. Так случилось, что зажила она своей жизнью, утратив имена своих создателей, приобрела статус народной песни.

ВЕДУЩИЙ 5: В 1945 году 104 артиллерийский полк, в котором служил капитан Лоскутов, перебросили с Рыбачьего на Дальний Восток. Привезли с собою воины и песню “Прощайте, скалистые горы”. И стала эта песня любимой на востоке нашей страны. В фотоальбоме Е. Халдея “От Мурманска до Берлина” есть два снимка (показывает). На одном – юная медсестра Нина Буракова с орденом Красного Знамени на груди. Она воевала в морской пехоте на Рыбачьем. На другом – Нина Константиновна дома в день своего рождения. У нее самая мирная профессия – воспитатель детского сада, и живет она в Санкт-Петербурге. В день своего рождения Нина Константиновна получила странную, без подписи, телеграмму: “Слушайте радио”. И услышала – для нее по просьбе однополчан исполнили песню Е. Жарковского на слова Н. Букина “Прощайте, скалистые горы”.

ВЕДУЩИЙ 6: И вспомнилось ей, как на Рыбачьем отмечали ее 20-летие, как пели эту же песню, как ее, Нину Буракову, благодарили матросы за то, что она есть. Не одному десятку матросов она спасла жизнь! Так песня соединила грозный 1943 и мирный 1968. А в 1970 г. 9 мая под музыку этой песни прошли парадным маршем по Красной площади военные моряки. И сегодня морской вальс провожает североморцев в суровые и дальние походы, а нам напоминает о тех, кто в грозные годы войны здесь, на Севере, защитил нашу землю, кого навсегда погребла морская пучина [6].

(Звучит фонограмма песни “Темная ночь”)

ЧТЕЦ 5:

По тропам лесным, по глыбам скалистым

Идем по фронту во все концы

Мы, военные журналисты,

Обыкновенные бойцы.

К. Бельхин.

ВЕДУЩИЙ 7: В Москве, в Центральном Доме журналиста, есть мраморная доска, на которой выбиты имена тех, кто уже никогда не вернется в редакцию… Есть в этом списке и имя мурманского поэта и журналиста Константина Бельхина.

ВЕДУЩИЙ 8: (показывает портрет К. Бельхина). Большелобый, с ясным взглядом светлых глаз, со средоточенно-строгим выражением на лице. Смотришь на эту единственную сохранившуюся фотографию и не очень веришь, что он умел шутить, широко улыбаться, в общении был мягок и удивительно остроумен. Это фотография 1943 года, сделанная незадолго до гибели поэта, журналиста, гражданина.

ВЕДУЩИЙ 7: Когда-то ученица 10-го класса г. Североморска Ирина Денисенко услышала строки:

Я знаю, мой город –

Совсем не красавец.

Здесь не бывал еще

Выдумщик – зодчий.

Здесь, возводимых кварталов касаясь,

Домишки стоят –

Не придумаешь проще…

Кто он, этот поэт? Поэт, который написал о моем городе? Диктор умолк и после паузы сказал: “Стихи из солдатских блокнотов” Константина Бельхина читал… И всё. Надо найти эти удивительные стихи!

ЧТЕЦ 6: - Бельхин?

Библиотекарь удивленно подняла брови. Посмотрев каталог, покачала головой.

- Не хотите ли почитать других? Сейчас так много поэтов…

- Нет, мне сейчас не надо других.

Так целый год не смогла я встретиться с поэтом. Я задавала вопрос в книжных магазинах по привычке: “Есть ли стихи Константина Бельхина?” Ответ был отрицательным. А когда однажды продавщица положила передо мной маленькую книжку, я даже растерялась. На обложке книжки – надломленная русская береза на фоне яркого зарева войны. “Стихи из солдатских блокнотов”. Ведь блокноты могли остаться, а люди, писавшие их, рвались в бой. Читаю, читаю запоем… Значит вы, Константин, девятиклассником уехали в деревню учить людей грамоте. Знаете, а мы в 9-ом классе еще такие несамостоятельные. За нас многое решают и делают родители и учителя. Даже то, что мы умеем сами. И после армии вы стали журналистом, работали у нас на Севере… Вот откуда такая задушевность в стихах, посвященных северной природе и людям Севера! А потом война… И журналист “Полярной правды” стал бойцам другом и советчиком, готовым в любую минуту с ними идти в бой. И в 1943 году он погиб на орловской земле, уже будучи корреспондентом “Красной звезды”.

(Ирина Денисенко, ученица 10 класса, г. Североморск.

газета “Полярная правда”, 22 марта 1969 года) [4].

ВЕДУЩИЙ 8: У каждого есть в биографии такой факт, который высвечивает всю его жизнь, выявляет характер.

ВЕДУЩИЙ 7: У реки Западная Лица есть высота 258,6. Немцы, захватившие эту высоту, просматривали с нее наши тылы. Батальонный комиссар решил направить в полк, который утром должен атаковать противника, Бельхина.

ЧТЕЦ 7: - У вас есть какое-нибудь оружие?

ВЕДУЩИЙ 7: – спросил комиссар.

ЧТЕЦ 8: - Есть!

ЧТЕЦ 7: - Какое?

ЧТЕЦ 8: - Слово!

ЧТЕЦ 7: - Слушайте, Бельхин, я с вами не шутки шучу.

ЧТЕЦ 8: - А я тоже не шучу, товарищ батальонный комиссар. Кроме слова есть у меня карандаш и блокнот.

ЧТЕЦ 7: - Возьмите, старший лейтенант, вот это пригодится.

ВЕДУЩИЙ 7: И протянул ему пистолет. С этим пистолетом не раз ходил в атаку журналист Константин Бельхин.

ВЕДУЩИЙ 8: Константин Бельхин с первых дней войны был на Мурманском направлении, работал в армейской газете “Часовой Севера”. Его корреспонденции, стихи любили солдаты. Чтобы написать о бое, он шел в бой, чтобы дать точный репортаж о том, как “брали языка”, он ходил в разведку. Вместе с сообщениями с передовой Бельхин присылал стихи. Они воспевали мужество и героизм защитников Родины.

ЧТЕЦ 9:

Но никогда не знала история

Народа такого, чтоб весь – в строю,

И армии такой не знала, которая

Вся – народ в беспощадном бою.

ВЕДУЩИЙ 7: Бельхин привык быть в гуще событий. И в 1943 году, там, на орловской земле, он, военный журналист, мог бы, наверное, глядеть на бой со стороны. Но это было не в его характере. И Костя погиб [5]. Нам остались его прекрасные стихи:

ЧТЕЦ 10:

Я знаю, мой город –

Совсем не красавец.

Здесь не бывал еще выдумщик-зодчий.

Здесь, возводимых кварталов касаясь,

Домишки стоят – не придумаешь проще.

И тот, кто увидит мой город впервые,

Пройдет – не заметит и не поймет,

Что твердью булыжной легли мостовые

На зыбкость и топи вчерашних болот.

Нет ни аллеи, ни сада, ни парка.

Голые горы да камни вразброс.

Мы почитаем счастливым подарком

Несколько бедных, но милых берез.

Городу некогда было рядиться,

Думать о праздничной красоте.

Но мы своим городом вправе гордиться,

Как силой сыновней гордится отец [2].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бельхин К. Стихи//Рыбный Мурман.-1995.- 6 сентября. - С. 5.
  2. Бельхин К. Стихи из солдатских блокнотов. – Мурманск, 1965.
  3. Букин Н. Рыбачий. – М.: Воениздат, 1974.
  4. Денисенко И. Три встречи с журналистом, которого нет…//Полярная правда. – 1969.
  5. “Мурманский вестник”: Литературная страница. – 24.03.1995.
  6. Пантелеева Л.Т. Ради жизни на земле. – Мурманск, 1985.
  7. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. – Мурманск: книжное изд-во, 1988.
  8. Симонов К.М. Мурманское направление. – Мурманск: книжное изд-во, 1972.