Я никогда героем не была
Не жаждала ни славы, ни награды
Дыша одним дыханием с Ленинградом
Я не геройствовала, а жила.
О. Бергольц.
Цели урока:
1.Охарактеризовать основные этапы блокады Ленинграда, выявить последствия блокады для города и горожан.
2. Повторить виды изобразительно-художественных средств в произведении
О. Бергольц «Февральский дневник».
3. Проследить, как изобразительно-художественные средства подчинены теме и идее стихотворения.
Зрительный ряд:
компьютерная презентация, 26 слайдов на которых отражены: карта боевых действий 1941-1943 гг., хронология основных сражений, 125 гр. хлеба, портреты известных блокадников, фотографии той трагической поры, современные фотографии Санкт Петербурга. Музыкальное сопровождение (седьмая симфония Д. Шестоковича, голос О. Бергольц).
Ход урока
Учитель литературы:
Поэзия в те дни в Ленинграде приняла на себя благородное бремя почти всего искусства « Никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали их в ту зиму голодные, еле живые ленинградцы» - воспоминание О. Бергольц.
Чем тяжелее становилось положение города, затянутого петлёй блокады, тем необходимее делался для горожан голос О. Бергольц. Не задумываясь о литературной технике, она добивается главного: своим голосом, своими стихами, которые являются своеобразной хроникой блокадного Ленинграда, она сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство. Радио не выключали; если звучит радиоголос, значит и сегодня немец не прорвался.
Отрывок из «Февральского дневника» 1942 г. чтение стихотворения (на столах лежит текст).
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.Какие ж я могла найти слова?
Я тоже - ленинградская вдова.Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоём,
И тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча трудился метроном.И стыли ноги, и томилась свечка…
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.Когда посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжёлый, мерный гул:то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Определите тему и идею стихотворения. (блокада, единство ленинградцев).
Сколько композиционных частей можно выделить? Можно ли определить временное пространство стихотворения?
Определите эмоциональный фон стихотворения.
Какой приём лёг в основу стихотворения?
Выпишите контекстуальные антонимии, т.е. слова которые противопоставляются (работа в парах). Что чему противопоставляется? (один платок – вдвоём, колечко – радуга и т.д.).
Для того чтобы лучше понять его, необходимо обратиться к истории.
Учитель истории:
Более чем полвека назад отгремели последние залпы Великой отечественной войны. Если мы знаем всё о той войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой отечественной – «Вставай страна огромная!»? Откуда боль, когда мы видим уголок пожелтевшей военной фотокарточки, где, обнявшись стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет последнее слово о той войне ещё не сказано!
Обратимся к городу- герою, городу трёх революций: Петербургу, Петрограду, Ленинграду.
1-й ученик:
1941 год, лето, на Ленинград шла группа армии «Север», общей численностью 500 тыс. человек, под командованием генерал фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части красной армии расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля занят Псков, 10 июля Луга, 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через восемь дней овладели Тосно, 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга, 8 сентября у истоков Невы пал Шлиссельбург (Ленинград окружили с суши).
Началась 900 дневная блокада Ленинграда.
Учитель истории:
На начало блокады в городе было ок. 2500 млн. человек из них 400 дети. Вечером 8 сентября 1941 года в 18ч.55м., на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. От немецкой бомбёжки загорелись Бадаевские склады. Пока ленинградцы ещё не знали, что скоро земля с бадаевских пепелищ, будет продаваться на рынке. За период блокады 611 дней город подвергался бомбардировкам, было разрушено:
17 тыс. человек погибло во время бомбёжек.
840 промышленных предприятий.
44 км. Водопроводных труб.
78 км. Канализационных сетей.
5 млн. м кв. жилой площади.
500 школ.
Сотни ценных памятников, музеев, театров.
2-й ученик:
Дневник. Из записей Юры Рябыкина.
…Бомбёжки продолжались по 20-30 мин., а иногда продолжались целыми часами. Я от страха весь дрожал и бледнел. В ушах, что-то звенело и как будто лопалось, ноги слабели и я был не в состоянии двигаться. В бомбоубежище было темно, холодно и сыро… И так каждый день, наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников…
1-й ученик:
Зима 1941 – 1942 года. Войска Ленинградского и Волховского фронтов вели упорные бои на Любанском и Синявском направлении с целью прорыва блокады города, однако успеха не добились.
Учитель:
Самым страшным бедствием для города стала зима 41-42 годов (особенно 20 ноября по 25 декабря), когда норма выдачи хлеба населению была снижена до 250 грамм – работающему и 125 грамм – всем остальным, в Ленинграде начался голод. (наглядно демонстрируются 125 г. хлеба и другие продукты и вещи которые употребляли ленинградцы в пищу).
3-й ученик:
Дневник … Мы превратились в стаю голодных зверей… Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимание, потому что сегодня они, а завтра мы. 125 грамм хлеба делим пополам, иногда хлеб размачиваем в воде, что бы было, что-то жидкое. (хлеб напоминает коричневую замазку).
4-й ученик:
Из воспоминаний Алисы Фрейндлих, когда мне было шесть с половиной лет, началась война, хорошо, помню как я часами сидела и смотрела на стрелку часов, ожидая когда же можно будет отщипнуть ещё крошку от миниатюрной пайки хлеба. Бабушка не разрешала нам есть раньше времени и тем самым спасла от голодной смерти. Хуже всего приходилось детям. Ужас вызвал дневник двенадцатилетней Тани Савичевой. В дневнике девять страниц на шести из них даты. Шесть страниц – шесть смертей. От голода умерло около 800 тыс. человек. 9 августа 1942 года состоялась премьера седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича « Ленинградской».
1-й ученик:
Зима 1942 – 1943 г.,начало операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, между Шлиссельбургом и Синявином. Ленинградский (Говоров) и Волховской (Мерецков) фронт во взаимодействии с Балтийским 18-19 января 1943 года соединились и образовали коридор шириной 8-11 км. – блокада прорвана советские войска очистили Киршинский п-м на р.Волхов.
Учитель истории:
Зима 42-43 резко отличалась от предыдущей, по улицам города уже ходил общественный транспорт, работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись школы, кинотеатры, частично действовал водопровод.
Нельзя не сказать о «Дороге жизни» единственной военно-стратегической транспортной магистрали проходившей через Ладожское озеро сентябрь1941 – март 1943 годов и связавшая Ленинград со страной. 20 тыс. солдат, офицеров обслуживали «Дорогу жизни».
5 ученик:
Из воспоминаний Логунова Ф.Н. на Ладоге температура -30 в прозрачном и гладком, как стекло, льду отражалось дно озера. Дверцы в машине открыты, если машина начнёт проваливаться, может быть успеем выскочить. Высунувшись я смотрел под переднее колесо лёд под ним прогибался, как тончайший металлический лист, а от него веером позли белые струйки трещины, время как будто останавливалось.
Только за 41-41 г.г. в город было переправлено две тысячи вагонов различных грузов, а из города эвакуированы 514 тыс. людей.
1-й ученик:
1944 год в результате побед советских вооружённых сил в Сталинградской и Курской битвах, на Левобережной Украине и в Донбассе, битве за Днепр, к нач 1944 года сложились благоприятные условия для наступательной операции под Ленинградом и Новгородом, с целью полного снятия блокады Ленинграда. Была проведена Ленинградско-Новгородская операция силами Ленинградского и Волховского фронта, Прибалтийского фронта при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военных флотилий. 27 января окончательное снятие блокады Ленинграда.
Учитель истории:
Всё рядом - взрыв, школа, похоронка. Это будни, быт живая жизнь, в которой всё неразрывно, и то, что связывает тебя с прошлым - условия выживания «перехода в будущее». Школьная жизнь регулярная, занудная, по расписанию – оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.
Учитель литературы:
Две первые строки звучат как бы в такт ударам метронома ленинградского радио. Таким был каждый день. Запись из дневника:
« Я почти не живу ем, бессмысленно сижу в уголку, плачу, и лишь когда прихожу в нашу ледяную квартиру – понимаю вдруг, что Коли то нет! Ведь умер! Коля-то никогда не придёт сюда!»
Во второй части интонация меняется ли? Какую роль выполняет анонфера союза и? Как вы понимаете строчку мы съели хлеб, что был отложен на день.
Меняется ли лирическое состояние героинь? Докажите, какими художественными средствами автор это показывает? (инверсия, умолчание, уменьшительно-ласкательное).
Прочитайте последнюю строфу как автор показывает переход от единичного явления к широкой жизни города, к историческому смыслу происходящего?
В последних строчках звучит приближающаяся победа.
Чувство истории придало лирике О. Бергольц неожиданную символичность. За предельно целеноправленной поэтической речью, за аскетической графикой стиха мы видим внутренние силы человека, которые помогают ему выстоять, а не просто выжить.
т.о. образом мы живые люди должны очеловечить архитектурные памятники, литературные строки, музыкальные композиции своим вниманием, уважением.
Домашнее задание:
Написать эссе по теме «Да будет мерой чести Ленинград».