Урок русского языка по теме "Работа над текстом"

Разделы: Начальная школа


 

Тип урока: комбинированный

Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова

Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
  2. учить составлять текст;
  3. создать ситуацию для развития мыслительных операций наблюдения и анализа;
  4. развивать письменную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся.

Ход урока

1.Орг. момент

а) готовность к уроку
б) настрой на работу

2. Введение в тему

Учитель: Прослушайте стихотворение и скажите, о чём сегодня будем говорить.


Весна ладошками лучей
Сугробы тронула и крыши.
Под снегом шебуршит ручей,
А небо стало выше.
С утра чумазый воробей
Капелью бойкою разбужен,
Обрызгал важных голубей,
Купаясь в первой луже.

Дети: Мы будем говорить о весне.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Солнце греет сильнее, тают сугробы, слышен звон ручья, небо стало выше, звенит капель, первые лужи.

Учитель:

Многие писатели и поэты, в том числе и коми-поэт Виктор Демидов, чьё стихотворение вы прослушали, обращались к этой теме. Мы тоже будем сегодня писателями. Для того, чтобы работа получилась, какие цели вы поставите перед собой?

Дети: Составить текст, грамотно его записать, внимательно слушать друг друга, энергично работать, не терять ни одной минуты.

3. Работа над составлением текста.

Учитель: Что такое текст?

Дети: Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Учитель: О каком времени года будем говорить?

Дети: О весне.

Учитель: Прочитайте первое предложение. Сколько в этом предложении слов?

Дети: В этом предложении 2 слова: подлежащее и сказуемое. Сказуемое пропущено.

Учитель: Прочитайте сказуемые:

ПРИБЕЖАЛА
ПРИШЛА
ПРИМЧАЛАСЬ
НАСТУПИЛА
ПРИКОВЫЛЯЛА

Какие сказуемые подходят по смыслу?

Дети: Пришла и наступила.

Учитель: Прочитайте получившееся предложение.

Дети:

Пришла весна.
Наступила весна.

Учитель: Запишите это предложение с красной строки. О чём будем помнить?

Дети: Предложение пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.

Учитель: Проверяем по бегущей строке.


Учитель: Прочитайте второе предложение.

Дети: Светит солнышко.

Учитель: Какое это предложение по наличию второстепенных членов?

Дети: Нераспространенное.

Учитель: Что значит «распространить предложение» ?

Дети: Это значит добавить другие слова.

Учитель: Какое слово лучше распространить?

Дети: Солнышко.

Учитель: Каким может быть солнышко?

Дети: Ласковым, ярким, ослепительным, тёплым.

Учитель: Составьте предложение с любым из этих определений и запишите, проговаривая про себя.

Учитель: Отгадайте загадку.

Солнце выглянет-заплачет.
Солнца нет - слезинки прячет.

Дети: Это сосулька.

Учитель: Как называется явление, когда сосульки тают и капают?

Дети: Капель

Учитель: Прочитайте следующее предложение:

ПО УТРАМ СЛЫШНА ЗВОНКАЯ КАПЕЛЬ.

Слово СЛЫШНА я закрою, а вы запишите это предложение, не забывая о закрытом слове.

Учитель: На столах лежат карточки со словами:

СКОРО ЛЁД НА ТРОНЕТСЯ РЕКЕ. Составьте предложение и запишите.

Учитель: Прочитайте, что получилось.

Дети: Пришла весна. Светит ласковое солнышко. По утрам слышна звонкая капель. Скоро на реке тронется лёд.

Учитель: В последнем предложении выразите своё отношение к весне по началу:

Я РАД МНЕ НРАВИТСЯ Я ЛЮБЛЮ

Дети: Я рад наступлению весны. и т.д.

Учитель: Можно ли нашу работу назвать текстом?

Дети: Да, т.к. все предложения связаны между собой по смыслу.

Учитель: Чего не хватает нашему тексту?

Дети: Названия.

Учитель: Варианты названий на доске.

4. Итог работы.

Учитель:

Какие цели ставили в начале урока?
Достигли мы этих целей?
Для чего нам это надо?
Какое настроение было у вас на уроке?
Закончить урок хотелось бы строчками одной известной песни:

ВЕСНА ИДЁТ!
ВЕСНЕ ДОРОГУ!

Спасибо за урок!