Кураторская работа в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Кураторская работа в гимназии №4 г. Брянска является инновационной деятельностью, и возникла в среднем звене. Она оказалась достаточно эффективной формой работы, и поэтому, спустя два года, мы решили использовать ее в начальной школе.

Кураторство в начальной школе представлено работой двух учителей начальных классов Агуриной Т.В. и Гороховой Е.М.

Основные принципы работы кураторов, цели, задачи их деятельности, права и обязанности отражены в “Положении о кураторе МОУ “Гимназия №4” г. Брянска”.

Целью кураторской работы является организация эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса, оперативное ознакомление их с административной информацией, организация помощи классным руководителям (как правило, из числа молодых специалистов).

Задачи деятельности кураторов:

  • оказание методической помощи классным руководителям;
  • консультирование классных руководителей по вопросам эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса;
  • корректировка организационно-педагогических действий классных руководителей;
  • организация взаимодействия классных коллективов.

Мы работаем не только учителями начальных классов, но и являемся кураторами, т. е. организаторами, наблюдателями, помощниками учителей в воспитательной работе с детьми.

Ребенок в школе - это не только ученик. Прежде всего - это личность, маленький человек со своими желаниями, особенностями характера, способностями, чувствами. Мы стараемся увидеть в ребенке эти качества, отметить их и развивать.

Подготовительным этапом нашей работы явилось исследование классных коллективов с целью выявления учащихся, испытывающих трудности в обучении, поведении и общении с одноклассниками.

Для этого мы разработали “Карточку проблемного ученика” (см. Приложение1). Собрав данные у классных руководителей, мы создали картотеку “проблемных” учащихся с учетом их интересов, склонностей, увлечений.

Следующим шагом нашей работы явилось составление плана работы кураторов начальной школы на год с определением цели, задач и направлений работы. Свою деятельность мы планировали по трем направлениям. (см. Приложение2)

  1. Еженедельный конкурс “Герой недели”.
  2. Мы вместе с классными руководителями обсуждаем, какого героя будем выбирать, т. е. на что мы будем ориентироваться - на особенности характера, увлечения, способности. Определяется номинация, например, “Самый вежливый”, “Самый отзывчивый”, “Лучший дежурный”, “Рыцарь без страха и упрека”, “Самая обаятельная и привлекательная” и т. д. В классах дети обсуждают кандидатуры вместе с учителем, а потом сообщают нам и обосновывают выбор класса. Мы готовим для этих ребят грамоты, благодарности, медальки или другие знаки отличия. Награждение проводится публично, при этом повышается самооценка ребенка, его статус в классном коллективе, ребенок становится известным, достойным примером для подражания. Он может быть не очень успешен в учебе, но он проявил себя в другой области. Достигается воспитательная цель этого конкурса: “Поднять самооценку ребенка, показать важность моральных качеств, увлечений”.

    В конце учебного года мы проведи “Парад героев”, где победителей увидели не только ученики и учителя всей начальной школы, но и родители, гости.

    (см. Приложение3)

  3. Организация и проведение внеурочного мероприятия 1 раз в месяц. В этой работе мы тоже ориентировались на ребят, испытывающих трудности в учебе, поэтому выбирали такие темы, где они могут проявить себя. В этом нам очень помогла составленная нами картотека. Мы провели выставку “Мой четвероногий друг”, “Рыцарский турнир”, “А вам слабо?”, “У рыженькой красавицы в гостях” и д. р.

3. Помощь кураторов начальной школы в организации и проведении мероприятий, запланированных кабинетом воспитательной работы для учащихся младших классов. Это направление работы не было основным в нашей работе, но было полезным и нужным организаторам воспитательной работы. Мы были активными участниками и организаторами первой новогодней дискотеки для учащихся 3 - 4 классов “Новогодняя кутерьма” и др.

Для оценки эффективности работы кураторов начальной школы нами была разработана анкета для учащихся и классных руководителей и проведено анкетирование. Результаты показали, что наша работа нужна, интересна и эффективна. (См. Приложение 4).

С отчетом о своей работе мы выступили на заседании МО учителей начальных классов и получили положительные отзывы коллег.

Проблемным для нас оказалась подготовка и проведение крупных мероприятий для параллелей и между параллелями, т. к. их организация требует больших временных затрат, серьезной подготовки и материального обеспечения. Выходом из данной ситуации считаем необходимость их разработки заранее, в летний период.

Трудность с конкурсом “Герой недели” заключается в том, что несмотря на разнообразие номинаций, победителями становятся в большинстве случаев одни и те же учащиеся.

Для преодоления возникших трудностей в следующем учебном году мы планируем:

  • создать копилку внеклассных мероприятий для разных параллелей;
  • продумать разнообразие номинаций “Героев недели” с учетом пожеланий детей и взрослых, высказанных в анкете и охватывающих детей с разной успешностью в обучении;
  • наладить сотрудничество с ученической организацией “Веселая семейка” с целью привлечения их к проведению разновозрастных внеклассных мероприятий.

Кураторская работа в начальной школе - инновационная деятельность, поэтому не обошлось без проблем и трудностей, но тем не менее она интересна для детей, для нас и познавательна для коллег из других школ.

О своих наработках мы рассказывали на областном и городском семинарах по воспитательной работе, участвовали в Дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников и видели неподдельный интерес к данному виду деятельности.