Опыт работы по теме "Обогащение двигательного опыта детей раннего возраста в процессе обучения плаванию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопросами изучения физического развития (в том числе и плавания), его влияния на общее развитие ребенка-дошкольника занимались многие ученые: физиологи, педагоги, психологи (Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, А.В. Запорожец, Е.К. Воронова, А.В. Кенеман, Н.А. Ноткина, Т.И. Осокина и др.).

Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание.

Большинство авторов методик по плаванию предлагают начинать обучение детей плаванию со 2-й младшей группы. Однако, учитывая оздоровительное значение плавания и связанные с ним многочисленные положительные факторы, следует отметить, что обучение малышей основам плавания необходимо начинать как можно раньше. В этом направлении коллектив нашего дошкольного учреждения накопил определенный положительный опыт. На протяжении многих лет обучаем детей плаванию с 1 года. Малыши лучше, быстрее адаптируются в водной среде. А к концу первой младшей группы дети чувствуют себя в воде как “рыбы”. В дальнейшем они быстрее овладевают более сложными плавательными умениями и навыками. В результате накопленного двигательного опыта, большинство детей уже в средней группе свободно держатся на воде, скользят и плывут разными способами плавания.

В процессе обучения малышей плаванию большое внимание уделяем развитию двигательной активности. Ведь известно, что движение – залог умственного и физического развития. Еще Ж-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое движение ребенка – загадка, которую он непременно хочет разгадать, т.е. проделать. Вода является идеальным местом для выполнения движений. Ведущая роль принадлежит инструктору. Он обязан поддержать и закрепить этот естественный интерес детей к движениям. Исследования ученых подтверждают, что вода является неким носителем информации, т.е. ее можно рассматривать как возможность общения на определенном энергетическом уровне. Обучая плавать, купая или просто находясь с детьми в воде, слова, эмоции, чувства усиливаются в несколько раз. Поэтому важно инструктору разговаривать доброжелательно, не скупиться на похвалу и ласковые слова, это залог здоровья и успешного обучения плаванию.

В нашем дошкольном учреждении разработан новый подход к построению процесса обучения плаванию детей ясельного возраста. В своей работе процесс формирования двигательных навыков в воде у малышей мы строим на основе принципов развивающего обучения. Для решения задач обогащения двигательным опытом у детей раннего возраста мы проводим занятия разных типов. Благодаря таким занятиям, малыши становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы, сенсорные и математические способности, формируются плавательные умения и навыки, а так же они приобретают в воде двигательный опыт. Примером могут служить комплексные занятия (“Волшебный водоем”, “Веселые лягушата”, “В гости к бабушке” и др.). Особый окрас этим занятиям придает нестандартное оборудование, изготовленное из бросового материала. Детям нравятся игры с нестандартным оборудованием “Разноцветные капельки”, “Лягушки и листики”, “Рыбки в аквариумах” и др. В этих играх дети учатся соотносить предметы по цвету и форме, параллельно идет развитие моторики и координации движений.

Занятия по плаванию с детьми раннего возраста основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений. Каждое занятие в воде – для малышей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить эту радость на протяжении всего занятия. Совместные игры сближают инструктора с детьми. В играх “Кружок”, “Лошадки”, “Плывет кораблик” и др., у детей активизируется речь, а движения, подражая взрослому, становятся более качественными. При обучении передвижениям в воде, (бегу, ходьбе, прыжкам) включаем игры на звукоподражание, например “Машина”, “Пчелки”, “Самолеты”, “Паровоз” и др. Передвигаясь в воде, дети с произвольной громкостью произносят подражаемый звук. Такие движения развивают координацию, дети учатся ориентироваться в водном пространстве и двигаться в заданном темпе и ритме.

Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый бассейн. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения в воде, активизируют моторику рук. Игры: “Мотаем ниточки”, “Ковшик”, “Бокс”, “Кулачки и пальчики”, “Волны” и др. вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрируют внимание на одном виде деятельности.

Методика проведения занятий с детьми ясельного возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей. Обучение плаванию детей раннего возраста начинаем с простых игр и действий в воде. На этом этапе используем заводные игрушки, разнообразные яркие плавающие и тонущие предметы, пластмассовые кольца и ведерки, а так же нестандартное оборудование. Дети любят играть ведерками. Им нравится выполнять простые действия: набирать, выливать воду, поливать себя и соседа. Такая игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. У него проявляется творчество, самостоятельность. Эта открытая Фребелем сущность игры вошла во всю последующую педагогику. Игре придавали большое значение М. Монтессори, Д.Ж. Родари, М. Стуль и др.

Исследования доказали, что у детей раннего возраста формируется и совершенствуется ряд двигательных умений. По мнению психологов, маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление.

У детей раннего возраста еще сохраняется стремление ползать. Такие движения как “Кошечки”, “Крокодилы”, “Раки”, “Фонтаны” и др. полезны для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди. При выполнении разных движений у малышей улучшается эмоциональное состояние. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг. Обучая малышей плаванию, стремимся не задерживаться на том, что уже усвоено ими. Постепенно повышая требования к ним, создаем условия на занятиях, чтобы дети стремились овладеть более сложными движениями.

Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово. Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у малышей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи инструктора усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово:

“Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!”

Игра в прыжки всегда вызывает у детей множество эмоций; они повторяют движения бесконечное число раз. Прыжки получаются пружинистые, отталкивание от пола – энергичным. Дети ощущают выталкивающую силу воды. Эффективен прием использования художественного слова при обучении более сложным упражнениям, например, при погружении головы в воду, инструктор произносит:

“Ныряют наши носики,
Как храбрые матросики!”

Художественное слово воспитывает у детей смелость, решительность, уверенность при выполнении упражнений. Движения получаются качественными, точными. Дети быстрее осваивают их.

В результате ненавязчиво идет целенаправленный процесс обучения и развития детей. На занятиях по плаванию с детьми раннего возраста, стараемся направить двигательную активность детей так, чтобы она последовательно усложнялась и обогащалась.

Таким образом, плавание для детей раннего возраста является одним из важных компонентов развития их двигательной сферы, накопления двигательного опыта и всестороннего Развития личности ребенка в целом.