Урок русского языка во 2-м классе по теме "Состав слова" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упорядочить знания детей о составе слова;
  • наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
  • сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
  • формировать навык грамотного написания слов;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой (на фоне раскрывающихся лепестков). (Приложение 1). Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

<Слайд 2> (Приложение 2)

“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

Н. Асеев

Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

II. Вступление. <Слайд 3>

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

Какое значение может иметь слово “состав”? <Слайд 4>

Словарь Ожегова Состав – это: <Слайд 5>

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Ученик: Повторим все, что знаем о частях слова.

Ученик: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

Ученик: Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.

Ученик: Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.

Учитель: Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.

Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

Таблица (начало – конец урока) Заполняет каждый ребёнок

Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе.

Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень)

Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

Кто знает, как она называется? (Приставка)

Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)

А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

III. Минутка чистописания.

Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).

Прочитайте:

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

Словарная работа:

г о р о д

г о т о в и т ь

ж е л а т ь

р и с о в а т ь

ш ё л

Состав слова (памятка в учебнике).

IV. Беседа по теории состава слова.

Учитель: А что мы должны знать по теме урока?

Ученик: Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Ученик: В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Ученик: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Разбор одного слова по составу (используя памятку).

Работа по учебнику

№ 533

№ 534

Правило с. 106

Закрепление. <Слайды 6–9>

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.

<Слайд 10>

(Меткая пословица научит мудрости)

– Вспомните пословицы про учение.

V. Закрепление.

– А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разберите его по составу.

<Слайды 11–12>

Водитель, водичка, водить

Пёсик, песок, пёс

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)

ТЕСТ 1

А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у нас получилось? <Слайд 13>

ЗНАТОКИ Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

VI. Итог урока. А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

Ученик: Работали над составом слова, учились самостоятельно разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без, на информационное поле.

Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

Ученик: Повторить порядок разбора слов по составу.

Ученик: Повторить части слова, способы их выделения из слова.

Спасибо. Ребята, а кто для се6я решил поставленные задачи? А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Ученик: Состав слова может объяснить образование слов.

Ученик: Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Ученик: Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу.

Ребята, а кто может сказать о себе также:

“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

Н. Асеев

Я очень рада, что таких ребят у нас много.

Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Ученик: В каких частях слова безударные гласные можно проверить? (Кроме корня).

Ученик: Я бы хотел научиться разбирать глаголы по составу.

Я думаю, на последующих уроках мы разрешим все ваши вопросы. Как чувствовали себя на уроке?

Заполнение каждым учеником таблицы “Конец урока”.

VII. Домашнее задание.

Ученик: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

  1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
  2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме ………..

Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.

– Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника – Марине Сергеевне Соловейчик, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок!!!

<Слайд 14>