Общественный смотр знаний по математике в 5-м классе на тему "Уравнение"

Разделы: Математика


Общественный смотр знаний по математике является одной из форм проверки знаний учащихся по определенному разделу программы. Это мероприятие превратилось в праздник знаний. Ребята демонстрировали свои знания одноклассникам, родителям, учителям, старались поразить жюри своими успехами. К этому смотру готовились не только учащиеся 5, но и ученики 7 класса.
У каждого ученика была эмблема. Интерактивный кабинет оформлен плакатами с высказываниями о математике и математиках.
Общественный смотр знаний начался с поздравления директора муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 2 Еремеева Дмитрия Дмитриевича. Затем появилась «Математика – царица всех наук» вместе со своим глашатаем, который прочитал «Указ ее Величества Математики».

У К А З
ее Величества МАТЕМАТИКИ

I.

Сегодня, «22» ноября сего года, добры молодцы и красны девицы 5 класса должны показать свои знания и умения по теме «УРАВНЕНИЯ».
Для этого все должны:

  1. Математический диктант написать и не просто так, а только на пять.
  2. На вопросы по данной теме дать ответы правильно и побыстрее.
  3. Написать контрольную работу, не проявляя о друге заботу.

Кое-кто от досады и тоски попытает удачу у доски.
И, наконец, читать сказки и стихи сможет только удалец.

II.

Всем приглашенным разрешается подслушивать, подсматривать, но не подсказывать, кто ослушается указа, тому завяжут оба глаза.

III.

Все учителя ее Высочества Математики по окончании оценят всех, кто был в испытании.
Тех, кто отвечал без промедления и набрал высокий балл, конечно, ждут вознаграждения: конфеты, сладости, оваций шквал.

Ее ВЕЛИЧЕСТВО МАТЕМАТИКА

После чтения Указа, начался математический диктант, записанный на диск.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1 вариант

1. 9 х у = 81
2. 32 – b = 18
3. а : 8 = 9
4. 22 + у = 52
5. 100 : у = 5
6. а – 18 = 12

2 вариант

1. 15 + b = 22
2. 63 : y = 9
3. а – 17 = 13
4. 7 х m = 42
5. а : 8 = 11
6. 47 – n = 17

7. Какое расстояние прошел 7. За какое время пешеход автобус со скоростью 60км/час прошел 12 км со скоростью за 3 часа? 4 км/час?

Каждому ученику заранее учителя положили на парту два скрепленных листа с копиркой, на которых дети писали ответы. После того, как диктант был закончен, учащиеся сдали свои первые листы членам жюри на проверку, а вторые оставили у себя. На интерактивной доске появились правильные ответы на вопросы диктанта. Каждый ученик проверил свою работу. Тем самым была осуществлена обратная связь.
На втором этапе общественного смотра знаний ребята отвечали устно на вопросы по данной теме. Вопросы были представлены на интерактивной доске.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

(тема «Уравнение»)

  1. Что называется уравнением?
  2. Что называется корнем уравнения?
  3. Что значит решить уравнение?
  4. Как называются компоненты при сложении?
  5. Как называются компоненты при вычитании?
  6. Как называются компоненты при умножении?
  7. Как называются компоненты при делении?
  8. Как найти неизвестное слагаемое?
  9. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  10. Как найти неизвестное вычитаемое?
  11. Как найти неизвестный множитель?
  12. Как найти неизвестное делимое?
  13. Как найти неизвестный делитель?
  14. Как найти скорость, если известны время и путь?
  15. Как найти путь, если известны время и скорость?
  16. Как найти время, если известны скорость и путь?

На этом этапе использована вертикальная система опроса, то есть ученики 7 класса опрашивали учеников 5 класса. Один семиклассник задавал вопросы двоим пятиклассникам, выставлял оценки за каждый ответ на вопрос. Затем листочки с оценками были переданы членам жюри, в которое входили учителя математики гимназии, приглашенные учителя других школ и родители-учителя математики.
Семь человек во время фронтального опроса готовили творческие задания у доски, затем весь класс слушал и оценивал эти ответы. Результаты были занесены членами жюри в протокол оценки знаний учащихся.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ У ДОСКИ

  1. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 3х + х = 100
  2. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 7х + х = 168
  3. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 4хх = 81
  4. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 7хх = 72
  5. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 6х + х = 1400
  6. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 9хх = 240
  7. Составить и решить задачу по заданному уравнению: 5хх = 84

Далее ребята приступили к контрольной работе. Задания были написаны на карточках. У каждого ученика было индивидуальное задание. Ни одной одинаковой карточки не было. В это время члены жюри проверяли диктанты и выставляли оценки за него и фронтальный опрос в протокол оценки знаний учащихся. Затем эти результаты появились на интерактивной доске.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Карточка № 1

  1. В одном кармане в 5 раз больше орехов, чем в другом. Сколько орехов в каждом кармане, если в первом на 28 орехов больше, чем во втором?
  2. Решить уравнение: 6528 : (а – 39) = 64

Карточка № 2

  1. В одном гараже в 7 раз больше машин, чем в другом. Сколько машин в каждом гараже, если в первом на 72 машины больше, чем во втором?
  2. Решить уравнение: р : 34 + 35 = 47

Карточка № 3

  1. Площадь столовой больше площади классной комнаты в 4 раза. Найдите площадь столовой и классной комнаты, если площадь столовой на 150 кв. м больше, чем площадь классной комнаты?
  2. Решить уравнение: 26 х (р + 427) = 15756

Карточка № 4

  1. Булка белого хлеба дороже ржаного в 3 раза, и поэтому за нее заплатили на 10 рублей больше, чем за ржаной хлеб. Сколько стоит булка белого и булка ржаного хлеба?
  2. Решить уравнение: 22374 : (b – 125) = 1243

Карточка № 5

  1. На одном заводе в 4 раза меньше рабочих, чем на другом. Сколько рабочих на каждом заводе, если на первом на 663 рабочих меньше, чем на втором?
  2. Решить уравнение: 360 : у + 189996 = 190086

Карточка № 6

  1. Газета дешевле журнала в 5 раз. Сколько стоит газета и журнал, если журнал дороже на 16 рублей?
  2. Решить уравнение: (у + 1490) х 105 = 769125

Карточка № 7

  1. Один кг печенья в 3 раза дешевле одного кг конфет, и поэтому за печенье заплатили на 202 рубля меньше, чем за конфеты. Сколько стоит один кг печенья и сколько стоит один кг конфет?
  2. Решить уравнение: р : 115 + 899 = 1071

Карточка № 8

  1. Одно число в 8 раз меньше другого. Разность чисел равна 49. Найдите числа.
  2. Решить уравнение: 13 х у + 57 = 330

Карточка № 9

  1. В одной коробке в 4 раза больше конфет, чем в другой. Сколько конфет в каждой коробке, если в первой на 24 конфеты больше, чем во второй?
  2. Решить уравнение: (8001 + у) х 32 = 656000

Карточка № 10

  1. В одном книжном шкафу в 6 раз больше книг, чем в другом. Сколько книг в каждом шкафу, если в первом больше на 555 книг?
  2. Решить уравнение: 101 х (351 + d) = 65549

Карточка № 11

  1. Первое число в 7 раз меньше второго, которое больше первого на 66. Найдите каждое число.
  2. Решить уравнение: 181 – 8 х у = 45

Карточка № 12

  1. В саду вишен в 7 раз больше, чем яблонь. Сколько вишен и яблонь в саду, если вишен на 36 больше, чем яблонь?
  2. Решить уравнение: 9 х р – 54 = 162

Карточка № 13

  1. Пятый класс собрал макулатуры в 3 раза больше, чем седьмой. Сколько макулатуры собрал каждый класс, если седьмой собрал меньше на 332 кг?
  2. Решить уравнение: (2733 + n) х 125 = 850000

Карточка № 14

  1. В одной книге в 5 раз больше страниц, чем в другой. Сколько страниц в каждой книге, если в первой на 428 страниц больше, чем во второй?
  2. Решить уравнение: 38007 : (4223 – у) = 9

Карточка № 15

  1. Рубашка дешевле костюма в 10 раз, поэтому за нее заплатили на 540 рублей меньше, чем за костюм. Сколько стоит рубашка и костюм?
  2. Решить уравнение: (b + 59) : 42 = 86

Карточка № 16

  1. В одной коробке в 5 раз больше карандашей, чем в другой. Сколько карандашей в каждой коробке, если в первой на 16 больше, чем во второй?
  2. Решить уравнение: 945 : с – 20 = 15

Карточка № 17

  1. На одной стороне улицы в 2 раза больше домов, чем на другой. Сколько домов на каждой стороне, если на первой их меньше на 45?
  2. Решить уравнение: (7001 + у) х 42 = 441000

Карточка № 18

  1. В одном пакете в 3 раза больше яблок, чем в другом. Сколько штук яблок в каждом пакете, если в двух пакетах 20 яблок?
  2. Решить уравнение: (а – 88) : 56 = 15

Карточка № 19

  1. В двух карманах 24 каштана, в первом кармане в 5 раз меньше, чем во втором. Сколько каштанов в каждом кармане?
  2. Решить уравнение: 8 х b + 96 = 1568

Карточка № 20

  1. Две девочки собрали на берегу моря 35 ракушек. Одна собрала в 4 раза больше, чем другая. Сколько ракушек собрала каждая девочка?
  2. Решить уравнение: 7290 : с х 75 = 60750

Карточка № 21

  1. Картофеля купили в 7 раз больше, чем капусты. Всего купили 160 кг капусты и картофеля. Сколько купили картофеля и капусты?
  2. Решить уравнение: 25 х а + 15 = 240

Карточка № 22

  1. В одной бочке было в 3 раза меньше бензина, чем в другой. Сколько литров бензина в каждой бочке, если в двух бочках 184 л?
  2. Решить уравнение: 208 х у – 1843 = 11469

Карточка № 23

  1. Одно число в 9 раз меньше, чем другое. Чему равно каждое число, если сумма их равна 100?
  2. Решить уравнение: b х 144 : 12 = 14400

Карточка № 24

  1. В одной коробке в 4 раза меньше карандашей, чем в другой, а в двух коробках 30 карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке?
  2. Решить уравнение: 6871 + р : 121 = 7000

Карточка № 25

  1. Миша купил ручку и карандаш. Карандаш дешевле ручки в 5 раз. За всю покупку Миша заплатил 18 рублей. Сколько стоит карандаш и ручка?
  2. Решить уравнение: 3969 : (у – 48) = 63

Карточка № 26

  1. На сборе винограда в первый день дети собрали в 2 раза меньше урожая, чем во второй. Всего за два дня они собрали 4200кг. Сколько винограда собрали дети в первый и во второй день?
  2. Решить уравнение: 12 х у : 17 = 312

Карточка № 27

  1. Наташа купила авторучку и общую тетрадь. Всего за покупку она заплатила 60 рублей. Тетрадь дороже авторучки в 3 раза. Сколько стоит тетрадь и авторучка?
  2. Решить уравнение: 52 х b – 77 = 1119

Карточка № 28

  1. Первое число в 7 раз меньше, чем второе. Сумма двух чисел равна 88. Найдите каждое число.
  2. Решить уравнение: 42 х р – 507 = 20787

Карточка № 29

  1. В двух отрядах 66 человек. В одном отряде в 2 раза больше детей, чем в другом. Сколько детей в каждом отряде?
  2. Решить уравнение: (267 + а) : 53 = 8

Карточка № 30

  1. В гараже в 2 раза меньше автомобилей «Волга», чем «Нива». Сколько автомобилей каждой марки в гараже, если всего 36?
  2. Решить уравнение: 638100 + 1206 : у = 638167

Карточка № 31

  1. В трамвае ехало в 3 раза больше женщин, чем мужчин. Всего пассажиров было 36. Сколько ехало женщин и мужчин в трамвае?
  2. Решить уравнение: 109 х р – 1871 = 63747

Карточка № 32

  1. У Мити было в 3 раза меньше денег, чем у Пети. Сколько у каждого было денег, если вместе у них было 44 рубля?
  2. Решить уравнение: 88880 : b + 300 = 308

Карточка № 33

  1. На одной полке в 4 раза больше книг, чем на другой. Сколько книг на каждой полке, если всего 85 книг?
  2. Решить уравнение: 9 х с + 78 = 1581

Карточка № 34

  1. Масса корзины с яблоками 12 кг. Корзина легче яблок в 5 раз. Какова масса корзины и масса яблок?
  2. Решить уравнение: 23484 : у – 9 = 300

Карточка № 35

  1. Диск дороже дискеты в 3 раза. Один диск и одна дискета вместе стоят 40 рублей. Сколько стоит один диск и одна дискета?
  2. Решить уравнение: (829 + р) х 75 = 80100

Карточка № 36

  1. В гимназии кабинетов для учащихся начальных классов в 4 раза меньше, чем для учащихся 5-11 классов. Всего кабинетов в гимназии 75. Сколько кабинетов занимают учащиеся начальных классов и учащиеся 5-11 классов?
  2. Решить уравнение: 121 : у + 18424 = 18435

Интересным, познавательным моментом стала страничка занимательной математики. В то время, как члены жюри проверяли контрольные работы, ребята играли в математические игры, читали стихи и свои сказки.

МЕТОД РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ

При решении уравнения,
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям,
С этим членом сличив,
Равный член придадим,
Только со знаком другим, -
И найдем результат, нам желательный.
Дальше смотрим в уравнение:
Можно ль сделать приведение?
Если члены есть подобны,
Сопоставим их удобно.
Вычитая член из них,
К одному приводим их.

УРАВНЕНИЕ

Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.

И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым,-
Свет электрических огней!

Все это – плод людских исканий,
Все это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте, кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!

(Приложение 1 «Сказки»)

После проверки контрольной работы протокол оценки знаний учащихся был продемонстрирован на интерактивной доске.
Заключительное слово было предоставлено учителю математики 5 класса Бондаренко Елене Владимировне и директору гимназии Еремееву Дмитрию Дмитриевичу, которые вручили почетные грамоты «За отличные знания по теме: «Уравнения» и призы за победу в математических играх, за составление оригинальных задач и лучших сказок. Никто не остался без подарка.