Урок истории в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Изучить жизнь и деятельность Петра I;
  • Развивать речь, умение анализировать, делать выводы;
  • Работать в группах;
  • Роспитывать товарищеские отношения, активную личность.

Оборудование:

  • опорные тексты, иллюстрации,
  • портрет Петра I,
  • карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Повторение.

УЧИТЕЛЬ: УЧЕНИК:
- Какие важные события произошли в России в XVII веке?

- Что называют символами царской власти? Опишите их.

- Опишите герб России.

– Освбождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и Д.Пожарского, строительство теремного дворца, поход С.Дежнева и открытие пролива между Азией и Америкой.

– Это скипетр – золотой жезл, украшенный драгоценными камнями и держава золотой шар, с крестом и камнями.

– Он состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея.

II. Постановка общей проблемы.

- Кто раньше правил на Руси? (Князь, позже – царь).

- Кто правил в XVII веке? (Царь).

(Открывается эпиграф на доске):

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин)

- Как вы думаете, о ком так сказал А.С. Пушкин? (О Петре I.)

(Вывешивается портрет Петра I).

- Можно ли сказать, что царь Петр был самым знаменитым царем? (Да, можно).

- Почему он так знаменит? (Потому что много сделал для России).

- Так какая у нас сегодня тема? (Царь петр и его дела).

(Тема открывается на доске).

III. Постановка частных проблем.

- Какие вопросы мы рассмотрим? 1. В какое время жил.
(появляются на доске) 2. Внешность и характер.
3. Что сделал?

IV. Поиск решения.

По 1 пункту.

- Как вы думаете, в какое время жил царь Петр? (В XVII веке).

(Звучит фонозапись “Звон колоколов”).

- Действительно, рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Царевича назвали Петром. Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро, не по годам. И в 1682 году был объявлен царем.

По 2 пункту.

- А теперь о его характере и внешности нам расскажет Ильшат – он подготовил об этом сообщение. (Стр. учеб.112-113).

По 3 пункту.

- А на 3-й пункт плана мы ответим, поработав в группах. (По ходу дети конспектируют кратко в тетрадях “опоры”, появляющиеся на доске).

1 группа.

Перечислите новшества, которые были введены при Петре I.

Во время царствования Петра I много новшеств появилось в России: начало Нового года с 1 января, летоисчисление от Рождества Христова, первые ордена, первая газета (чит. стр. 121), первый музей в России – Кунсткамера, что в переводе с немецкого означало “кабинет редкостей” (чит. стр. 121) и многое другое.

В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Петр начал с ней войну и выиграл. Благодаря этому Россия получила выход в Балтийское море.

2 группа.

Какой стала армия при Петре I?

В ходе войны, названной Северной, появилась в России регулярная, т.е. постоянная армия. С определенного количества крестьянских и городских домов стали брать в армию по рекруту-новобранцу.

Служил солдат долгие годы – 25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.

Зато такая регулярная армия была хорошо обучена, потому что вся жизнь солдата проходила в учениях, походах и сражениях.

Кроме того, при Петре I был создан российский флот. Под руководством царя Россия сама начала строить многопушечные корабли и фрегаты.

3 группа.

О городе Санкт-Петербург.

Весной XVII03 года на отвоеванных у Швеции землях, в устье реки Невы строится город Санкт-Петербург – “город Святого Петра”. Это первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нем запланированы широкие прямые улицы – проспекты, площади. Дома должны быть только каменные. Этот город вскоре становится столицей России.

Создаются и новые государственные учреждения. Вместо Боярской думы теперь при царе заседает Сенат; вместо приказов – коллегии. Сенат управляет страной в отсутствие царя.

4 группа.

Расскажите о новых школах.

В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигацкие, артиллерийские и инженерные школы.

Впервые создаются “цифирные школы”. Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в XVII22 году – уже 50. Они стали основой для распространения образования в России.

5 группа.

О новой моде.

Произошли изменения и в моде. Петр приказал носить европейское платье, брить бороды и устраивать балы.

Долго не могли привыкнуть к этому новшеству люди. Особенно женщины. Прежде даже летом они носили широкую, “трехслойную” одежду: нижнюю рубашку, “красную сорочку” (сейчас платье), верхнее платье из толстой ткани. Шею и плечи закрывали воротники.

Теперь эту одежду нужно было менять на новую: платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Но особенно горевали они по бородам, которые царь велел брить.

ФИЗМИНУТКА перед началом выступления групп:

В школу мы шагаем дружно,
Чтобы знания открывать.
И историю мы будем
Изучать и узнавать.

V. Итог урока.

- Вернемся к эпиграфу урока. Почему А.С. Пушкин так сказал о Петре?

- Какие новшества были введены Петром?

VI. Домашнее задание: с. 112-119 прочитать и используя опорный конспект, составить рассказ о Петре I, добавив пункт о том, как вы относитесь в тому, что он сделал во время своего правления; сочинить синквейн о Петре I.

Список литературы.

  1. Н.И. Ворожейкина. Пропедевтический курс истории в начальной школе. Беседы с учителем. С.: Издательство “Ассоциация XXI век”, 2004.
  2. Т.А. Корнева, Е.А. Шмидт. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М. 2006.м