Создание Центра информационных и коммуникационных технологий "Школа ИКТ"

Разделы: Администрирование школы


Цель проекта: создание и продуктивное функционирование центра информационных и коммуникационных технологий «Школа ИКТ», как неотъемлемой части образовательного пространства школы, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании, как в урочное, так и внеурочное время.

Созданный Центр решает следующие задачи:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом, с последующим применением в учебном и воспитательном процессе школы;
  • более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе – создание методической, дидактической копилки в помощь учителю;
  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет (учитывая необходимость контентной фильтрации).

Для своей работы Центра выделил следующие направления:

  • техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ и интерактивного оборудования;
  • помощь в методическом и дидактическом обеспечении образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • программно-методическое обеспечение (создание наглядного учебного материала);
  • обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет, организацию мероприятий по осуществлению контентной фильтрации;
  • проведение мероприятий по информационной безопасности, информационным возможностям и способам их использования в образовательном пространстве.

Первыми результатами работы Центра стало создание и начало функционировнаия:

1. Два кабинета информатики.

2. Медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, ксерокс. В кабинете проводиться различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИКТ. Здесь же осуществляется индивидуальная работа учащихся, и работа уч-ся с педагогами по различным направлениям образовательного процесса .

3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютерной техникой: 2 ПК, сканером, принтер, множительной и копировальной техникой, выходом в Интернет. Библиотека имеет свою медиатеку по учебным предметам

4. Оборудованы компьютерной техникой рабочие места администрации, социально-психологической службы, бухгалтерии, секретаря-делопроизводителя, учителей-предметников (в каждом учебном кабинете).

5. Школьный музей истории школы используется как культурно-информационный центр (лекционный зал, оснащенный мульмедийной техникой), для проведения школьных и городских мероприятий.

Так как школьный музей несет на себе серьезную воспитательную и образовательную нагрузку, использование его в работе по внедрению ИКТ можно рассмотреть более подробно.

История здания школы, его неординарность, неповторимость архитектурного облика, а также традиции, связанные с именем ее знаменитого выпускника, дважды героя СССР летчика- космонавта А.А. Леонова, дают возможность использовать эти факторы в культурно-историческом аспекте.

На базе школьного музея создан культурно-информационный центр, целью которого стало вовлечение как можно большего количества учащихся в образовательный процесс и развитие их творческих способностей.

В составе центра входит нескольких функциональных комплексов:

  • экспозиция музея,
  • конференц-зал (раздвижной стол и стулья, мультимедийная установка),
  • помещение для временных выставок,
  • помещение для просмотра и хранения медиатеки,
  • сценический подиум,
  • Интернет- кафе,
  • создание учебного планетария (использование программного продукта «Виртуальная прогулка по космическим далям», «Русский космос»)

Реализация данного проекта дает возможность отойти от формальных методов работы и способствует решению следующих задач:

  • введение информационных технологий в контекст общей образовательной деятельности,
  • использование новых коммуникативных средств в процессе обучения, учитывая возрастной психологический фактор (подверженность детей компьютерному влиянию),
  • разработка новых образовательных программ, на основе которых возможно проведение внеурочной и воспитательной работы,
  • возможность широкого общения со сверстниками и воспитание готовности молодого поколения к диалогу разных культур.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой. (приложение 1)

Результатом внедрения проекта в нашей школе в период с сентября 2006 по декабрь 2007 года стало:

  • Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов, мониторингов;
  • Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения (разработки уроков, внеклассные мероприятия, дидактические материалы, раздаточный и иллюстративный материал и т.д.);
  • Повышения уровня информационной культуры учителя и ученика, 70% учителей стали пользователями ПК, более 60% учащихся охвачены изучением информатики на учебных, элективных, факультативных занятиях).

Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности может обеспечить в нашей школы:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • повышение квалификации педагогов и работников школы;
  • разностороннее развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Таким образом, мы пытаемся создать единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и ее элементов.