"Ожидания и опасения от обучения в школе". Занятие родительского клуба в рамках программы "Школы подготовки к обучению"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Данная программа включает в себя 35 занятий с каждым специалистом, продолжительность каждого занятия от 30 до 35 минут. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю.

Общее количество участников – 10 – 15 человек. Участниками “Школы подготовки к обучению” являются будущие первоклассники – дети дошкольного возраста (шести-семи лет) и их родители.

До начала посещения занятий проводиться психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей личности, специфики социального статуса, изучение основных компонентов педагогической и психологической готовности к обучению в школе. В ходе посещения занятий с целью изучения динамики и особенностей формирования основных показателей готовности проводится промежуточная и итоговая диагностика будущих первоклассников.

Наряду с этим проводится диагностика родителей будущих первоклассников с целью изучения родительской позиции и стиля семейного воспитания, особенностей родительских ожиданий от обучения ребенка в школе и информирование об особенностях возраста и школьной адаптации.

В рамках Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” хотелось бы представить одно из занятий родительского клуба реализуемой программы на тему: “Ожидания и опасения от обучения в школе”.

Цели занятия: изучение особенностей эмоциональной сферы будущих первоклассников, представлений (ожиданий и опасений) будущих первоклассников и их родителей об обучении в школе посредством рисунков.

Используемые средства: групповые дискуссии, проективно-рисуночные упражнения, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие.

Занятие проводится педагогом-психологом совместно с педагогами.

Упражнение 1. “Доброе утро!!!”

Занятие начинается с совместного приветствия. Все участники занятия берут друг друга за руки и приветствуют друг друга по кругу, произнося, например, “Доброе утро, Никита!”, “Доброе утро, Татьяна Александровна!”, “Привет, Дима!”.

Упражнение 2. “Дышащее животное”

Взрослые и дети стоят в кругу, держась за руки и, изображая совместное животное, пробуют дышать определённым способом. Делая шаг вперед, совершают глубокий вдох, делая шаг назад, совершают выдох. Повторяется несколько раз.

Упражнение 3. Рисунок “Мои ожидания и опасения от обучения в школе”

Рабочая часть занятия – совместная – дети и родители участвуют в отдельной рабочей группе. Педагог-психолог проводит занятие с будущими первоклассниками, а педагоги курируют группу родителей.

Будущие первоклассники получают задание нарисовать то, что нравится (люблю делать) в школе, и то, что не нравится (не люблю делать) в школе. Заранее лист бумаги делится пополам, с одной стороны дети рисуют “позитивную” сторону школьного обучения, с другой стороны – трудности, связанные со школой. Далее каждый из детей рассказывает психологу о том, что он нарисовал в рамках выполнения задания.

В это время родители будущих первоклассников получают от педагогов задание: “На листе бумаге, разделённом пополам, нарисовать с одной стороны – позитивные ожидания и с другой стороны – опасения от поступления и обучения их ребёнка в школе”. Одновременно у родителей есть возможность наблюдать за участием детей в занятии.

Упражнение 4. “Спасибо!!! До свидания!!!”

Далее проводится заключительное упражнение: дети, родители и педагоги встают в круг и по очереди благодарят друг друга за занятие и активное участие. Далее предлагается вместе поблагодарить всех общими громкими аплодисментами. После этого все вместе говорят друг другу спасибо, передавая движение по кругу. Движением может быть рукопожатие или похлопывание по плечу. Далее дети покидают родительскую группу и переходят на занятие к одному из педагогов.

Упражнение 5. Групповая дискуссия “Я взрослый, но у меня есть опасения и ожидания от школы”

Родители будущих первоклассников получают рисунки своих детей, анализируют детские позитивные и негативные стороны их обучения в школе. После этого родители по желанию демонстрируют группе свои рисунки и пытаются сопоставить и проанализировать детские и собственные ожидания и опасения.

Далее специалисты, проводящие занятие, отвечают на возникшие в ходе дискуссии вопросы. Из опыта можно сказать, что педагоги информируют об особенностях программ обучения в начальной школе, о специфике распорядка дня в школе для первоклассников, об атмосфере в классных коллективах и среди учащихся, об условиях дополнительного развития в школе во второй половине дня и во внеурочное время. Психолог информирует родителей об особенностях адаптации к школьному обучению и протекания этого процесса, о формировании основных компонентов готовности к школьному обучению, о формировании социально-группового статуса, о гармоничном построении режима дня для первоклассника с целью сохранения психологического и физиологического здоровья.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., Лидерс А.Г. и др. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград, 1995.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3 – 5 классов. – М., 1993.
  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
  4. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
  5. Венгер А.Л, Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. – М., 1985.
  6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов / Сост. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М., 1989.
  7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
  8. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5 – 12 лет. – М., 1994.
  9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н / Д., 2004.
  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1992.
  11. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ. ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2006.
  14. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
  15. Работа психолога в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. – М., 2000.
  16. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  17. Радионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков (для учащихся 1 – 11 классов). – М., 2001.
  18. Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей до 7 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.
  19. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М., 1990.
  20. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2001.