Ансамбль в музыкальной школе (из опыта работы с дуэтами баянистов в младших классах ДМХШ)

Разделы: Музыка


Ансамбль [ фр. ensemble, букв. – вместе ]. В музыкальном словаре А. Н. Должанского даются следующие определения ансамбля :

  1. Группа из двух и более музыкантов – певцов или инструменталистов, - совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы; к ансамблям относятся также хоры и оркестры.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
  3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение “хороший ансамбль” означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов [1].

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся, поэтому в учебный план нашей музыкальной хоровой школы в дополнение к дисциплине “Музыкальный инструмент. Баян” был введен предмет “Музицирование (дуэт баянистов)”. Как показала практика, занятия ансамблем нравятся всем учащимся без исключения.

Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий [3].

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются : простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки : “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике для баяна. На наш взгляд наиболее подходят такие произведения, как русские народные песни “Солнышко”, “Заинька”,“Выйди, радуга-дуга”, “Как у наших у ворот” (солирует ученик); следующая группа произведений, где ученик сопровождает игру учителя: “Ерема оглянулся”, “Радуга-дуга” и т.п. В дальнейшем – ансамбли (дуэты) формируются из учащихся.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.

В начале с каждым участником ансамбля нужно проучить его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа “руководит” ученик, исполняющий первую партию.

Несомненно, подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение.

Все известные сборники пьес для ансамблей баянистов адресованы учащимся 3 – 5 классов, уже обладающим всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Но практика показала, что учить играть вдвоем нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на баяне. Поэтому на уроках баяна мы исполняли произведения, предназначенные дуэту учитель – ученик (о них рассказывалось выше), а на занятиях музицирования (дуэт баянистов) – произведения для учеников. Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводились занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения. Например :

проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;

проговаривая слова, прошагать;

шагать и хлопать ритм [4].

Такие задания можно варьировать : один ребенок шагает, другой прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же такие упражнения нравятся детям.

Научившимся извлекать звуки, предлагались задания игры в унисон, вопрос – ответ, и т.д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного хода урока. Так как для таких маленьких баянистов нет необходимого репертуара, поможет, как уже говорилось, умение педагога переложить любое произведение на ансамбль. Это могут быть попевки, детские песенки, народные мелодии знакомые детям, очень яркие, выразительные, запоминающиеся. Материал мы брали из сборников по сольфеджио, начального курса фортепиано, помогло в работе учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ “Мои первые нотки” Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развить музыкальные задатки ребенка. При правильно спланированной работе маленькие участники дуэта баянистов учатся слушать музыку, исполнять произведения, переживать, вникать в образы. Такой репертуар удобен для работы с детьми, так как содержит обобщенные интонации, ритмические фигуры, которые развивают слух, и очень быстро накапливается репертуар. На начальном этапе, когда ученики еще не знают нот, попевки можно разучивать на слух. Они обычно даются со словами, что очень помогает в развитии ритма [4].

К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для дуэтов самых маленьких баянистов. Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, делать доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. Но такая работа делает обучение интересным, понятным и эффективным.

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса [5].

Литература:

1. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.
2. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М, 1984.
3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону : “Феникс”, 2002.
4. Крылова М. П. Мои первые нотки. – СПб. : “Композитор”, 2006.
5. Программа по баяну и аккордеону. / Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2006.