Спор – не ссора, бойся ложного задора.

Разделы: Начальная школа


 

Тема урока: «спор – не ссора, бойся ложного задора!»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правилами умелого спора и конкретными правилами    поведения в ситуации спора;
  2. Учить уважительному отношению к себе и собеседнику;
  3. Развивать навыки выразительного чтения с использованием рассказа Н.Носова  «Телефон» и стихотворения С.Михалкова «Два барана».

Оборудование урока:

  1. Тексты Н.Носова «Телефон» и С.Михалкова «Два барана» на партах учащихся;
  2. На доске макет «Почта»;
  3. Письма с заданиями;
  4. Плакат «Волшебный город знатоков умелого спора».

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Сообщение темы урока и постановка целей.
  3. Анализ рассказа Н.Носова «Телефон».
  4. Физминутка.
  5. Знакомство с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора.
  6. Работа в группах.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Ход урока

1. Организационный этап.

  1. подготовка учащихся к работе на уроке;
  2. взаимное приветствие учителя и учащихся;
  3. настрой на тему урока: звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты».

2. Сообщение темы урока и постановка целей.

Учитель:

- За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Знатоков умелого спора.
- В этом городе живут удивительные люди, они сказочно вежливы в любых ситуациях, даже в ситуации…
- Прочитайте тему нашего урока «Спор – не ссора, бойся ложного задора!»

Вопросы к учащимся:

- А что значит слово  спор? ( спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение )
- Какое определение вы бы дали слову задор? ( страстность, горячность в поведении, в работе; запальчивое, вызывающее поведение, вызывающий тон )
- Ребята, а вы хотите попасть в этот волшебный город?

Учитель:

- Но попадут туда только те, кто научится быть вежливым в любом споре.
-А помогут нам сегодня некоторые литературные герои и жизненные ситуации.
- А приходилось ли вам спорить с кем-нибудь?

3. Анализ рассказа Н.Носова «Телефон».

Учитель:

- Но вы, наверное, и не предполагаете, что есть определенные этикетные правила поведения в ситуации спора.
- Так же не знали и ребята – герои рассказа Н.Носова «Телефон».
- Дома вы прочитали этот рассказ.
- Назовите главных героев этого рассказа ( Петя и Мишка ).
- А теперь послушаем из-за чего возник спор у Пети и Мишки.
( учащиеся читают отрывки из текста по ролям )

Вопросы к учащимся:

- Так из-за чего же возник спор? ( Мишка сломал телефон и сделал электрический звонок. А его друг обиделся, ведь деньги на телефон они собирали вместе и телефон был общий )
- Чем закончился спор?
- Кто из ребят прав в этом споре? Почему?
- Сумел ли друг убедить Мишку в своей правоте?
( нет, он не смог доказать Мишке, что тот не прав )

Учитель:

- Так бывает довольно часто. Ребята, не будем брать пример с этих незадачливых спорщиков, а познакомимся с секретами разумного спора.

4. Физминутка (1 минута)

5. Знакомство с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора.

Учитель:

- Не всегда спор проходит гладко. Иногда возникают «острые углы». Это происходит от того, ребята не помнят правил умелого спора.
- На имя нашего класса пришло письмо. Давайте прочитаем какое сообщение в этом письме. ( конверт со словом «неожиданность» )
- Неизвестный автор нам сообщает, что однажды во время перемены, на нашем этаже произошёл такой случай.

Сценка – показывают 2 учащихся (заранее подготовленных)

Ребята выходят к доске, приветствуют класс, представляются.

 Витя: - Ты знаешь, какая у нас учительница! Очень хорошая. Лучше её на свете нет!
Филипп: - Ещё чего! Вот наша Зоя Ивановна – это да!
Витя: - Неправда, наша лучшее!
Филипп: - Нет наша. Она так объяснит – самый глупый поймёт.
Витя: - Самый глупый, это ты?
Филипп: - Сам ты глупый!

  Вопросы к учащимся:

- Какое правило спора не знали ребята?
( Веди спор достойно, будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. )
- Как можно было избежать ссоры?
( Говорить спокойно, не перебивать друг друга, выслушать, а потом высказать своё   мнение. )

 6. Работа в группах.

Учитель:

- А теперь настала пора серьёзных испытаний.

Каждая группа получает задание: письмо в конверте.

Задание для первой группы. Письмо 1.

Ребята!
Представьте себе ситуацию.
«В семье два брата и один велосипед».
Братьям хочется кататься на нём одновременно. Они не только ссорятся,
Но иногда даже решают, кому ехать первому, с помощью кулаков.

Разыграйте эту ситуацию так, чтобы спор двух братьев был решен без ссоры.

Задание для второй группы. Письмо 2.

Прочитайте по ролям.

Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Сергей Михалков

Вопросы:

Почему бараны утонули?
Какую поговорку вы знаете о такой ситуации?

Задание для третьей группы. Письмо 3.

Допустим, что вы вступили в спор.
Выбирайте:
- топот ног
- внимательное выслушивание
- кулаки
- спокойный тон
- уважительная речь
- крик
- улыбка
- насмешка
- передразнивание

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали. Город знатоков умелого спора открывает перед вами свои ворота.
- Добро пожаловать! Вы считаетесь почётными гостями этого города. Но проходя в этот город, нужно прочитать полностью тему нашего урока, это девиз жителей волшебного города: «Спор – не ссора, бойся ложного задора!»
- В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот кто думает!
- И как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

8. Домашнее задание.

    - Найти пословицы и поговорки на тему: «Дружба».