Интегрированный урок (информатика + история + математика) по теме "Благодеяния святого праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова"

Разделы: Математика, История и обществознание, Информатика


Тогда только человек уподобляется Творцу, когда простирает руку свою на помощь ближнему. (А.В.Суворов)

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и благотворительными делами великого русского адмирала Морского Флота Ф.Ф.Ушакова; обобщить знания, умения и навыки по материалу алгебры 9 класса.
  • Развивающие: развивать элементы ораторского искусства, навыки самостоятельной работы, умения анализировать, сопоставлять известные факты; логически мыслить.
  • Воспитательные: способствовать формированию правильных нравственных ориентиров, продолжать воспитывать чувство патриотизма, чувства любви к Родине, к ближнему.

План урока/

  1. Постановка цели и задач урока.
  2. Адмирал Ф.Ф.Ушаков.
  3. Благотворительные дела Ф.Ф.Ушакова.
  4. Отечественная война 1812 года.
  5. Свято-Федоровский Кафедральный Собор.
  6. Итог урока.
  7. На урок отводятся (1ч), его проводят два учителя: истории и математики

I. Постановка целей и задач урока.

Учитель математики. Сменяются цивилизации, изменяется лицо планеты, но все такой же неутолимой остается духовная жажда человека: прекрасный и мучительный дар, данный на Земле только ему. Прекрасный, потому что устремляет ввысь в мыслях в делах, в творениях. Мучительный, потому что делает жизнь трудом, исканием, борьбой.

В жизни каждого человека есть встречи, которые оказывают значительное воздействие на его дальнейшую жизнь. Мне хочется, чтобы встреча со святым праведным адмиралом Морского Флота Ф. Ф. Ушаковым оставила неизгладимый след в вашей начинающейся осознанной жизни. Наполнила вашу жизнь милосердием - одной из главных добродетелей, сострадательной благотворительностью, основанную на сочувствии к ближнему.

Презентация

II. Адмирал Ф. Ф. Ушаков (слайды № 1, №2).

Учитель истории. За почти 220 лет истории Черноморского флота им командовали около семидесяти адмиралов и флагманов. Каждый из них внес свой вклад в развитие флота Юга России. Однако имя Федора Федоровича Ушакова всегда почиталось особо. Этот замечательный сын Отечества внес особую лепту в становление и развитие флота, его главной базы Севастополя, в достижение славных побед на Черном и Средиземном морях. Сорок кампаний провел флотоводец и ни в одном сражении не потерпел поражения. Блистательные победы русского флота у Тендры, Керчи, Калиакрии, Корфу сделали имя Федора Ушакова легендарным.

Об адмирале Ф.Ф.Ушакове мы в основном знали как о великом флотоводце. И это не случайно: служба была главным делом его жизни. Именно на этом поприще раскрылся талант Федора Федоровича. О том, что флотоводец был глубоко верующим человеком, до последнего времени говорить было не принято.

В патриотах и защитниках Земли Русской наш народ всегда видел источник жизни, праведной и честной. И от этого света и добра зажигала свои лампадки вся Русь-Матушка. И до сих пор зажигает.

Год 2000-летия Рождества Христова был ознаменован новым событием: 30 ноября Синодальная комиссия по канонизации святых Русской православной церкви сочла возможным канонизировать адмирала Ф. Ф. Ушакова, а в декабре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить его в лике праведных местночтимых святых Саранской Епархии. [1]

Подвижническая и благочестивая жизнь Ф. Ф. Ушакова, его жертвенность, воинский и духовный подвиг послужили основанием для причисления его к лику праведных святых.

Учитель математики (слайды №3,№4). Выполнив устную кодированную работу, вы узнаете название одного из линейных кораблей, на котором плавал и побеждал великий адмирал Ф.Ф.Ушаков на Черноморском флоте.

Код:

В – 81 Ж – 20 Р – 9
Д – 3 И – 45 С – 6
Е – 16 О – 1 Т – 8 Х – 124,75.

Устная работа. Вычислите.

1. 10.
2. 11. ;
3.; 12.
4.; 13.
5. 14. 7,32+0,68;
6.; 15. ;
7. 16.
8. 17.
9.;

Ответ. “Рождество Христово”.

III. Благотворительность Ф.Ф.Ушакова.

Несколько учеников получают индивидуальные задания с сообщением, а остальные ученики выполняют тестовые задания со слайда №5.

Тестовые задания.

1.Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения .

1.

2.

3.

4.

2. Укажите область определения функции

1.

2.

3.

4.

3. Найти сумму всех нечетных чисел от 1 до 101 включительно.

1. 2501

2. 2703

3. 2601

4. 2705

Учитель математики. Милосердие, благотворительность, благоверность, благодеяние. Эти качества проявлялись в повседневной жизни адмирала.

Сообщение№1: В дом адмирала Ушакова часто приходили за помощью бедные люди. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, ходатайствовал перед более имущими господами. Например, переписываясь с известным благотворителем графом Н. П. Шеременьтевым, построившим в Москве в память своей умершей жены Странноприимный дом, Федор Федорович не однажды обращался к нему с просьбами подобного характера. “Зная доброе расположение Ваше к спасительным делам и благодеянию, - писал ему Ушаков в одном из своих - писем, - посылаю к Вашему Сиятельству нескольких странниц, пришедших из отдаленного края просить позволения о построении храма Божьего и устроении жилищ в пользу увечных и больных. По их бедности, я содержу их в своем доме, и одел их”.[1]

Задание. Найдите наибольший корень иррационального уравнения и вы узнаете, скольким странницам помог Ушаков.

Ответ: 2.

Сообщение №2.Севастополь занимал в жизни Ушакова гораздо больше места, чем другие города. Здесь он вырос как флотоводец, здесь получил всеобщее признание, обрел заслуженную славу. С севастопольской землей смешан его пот. Уже, будучи командующим Севастопольской эскадрой и главным портовым начальником, он занимался не только делами чисто военными, но и благоустройством города, строительством домов, казарм, госпиталей, устройством скверов и парков. Севастопольцы неспроста называли его отцом города. Именно при нем, благодаря его неусыпным заботам Севастополь стал таким, каким ему надлежало быть. [1]

Задание. Найдите сумму всех натуральных чисел от 10 до 96 включительно. Отняв от этой суммы число 2768, вы узнаете год назначения Федора Федоровича командующим Черноморского Флота.

Ответ:1790 год.

Сообщение№3.При взятии крепости Корфу в Средиземноморской кампании нужна была помощь союзников - турок. Для этого турецкого Пашу надо было “умаслить” богатым подарком. А из вещей Ушакова большой ценностью была лишь табакерка, усыпанная алмазами,- та самая, что подарил ему султан в день прибытия эскадры в Константинополь. Добрая вещица! Знающие люди утверждали, что цена ей не меньше двух тысяч золотых червонцев. Хорошо бы, конечно, сохранить ее на память, да ведь дело требует! Отдал Ушаков табакерку. [1]

Задание. Пусть (х00) - решение системы

В число 179*,подставив вместо звездочки сумму х00, вы узнаете год взятия крепости Корфу.

Ответ:1799.

Учитель истории. Средиземноморская кампания (1798- 1800) является одной из самых ярких страниц боевой летописи российского флота. Она закрепила за Россией статус великой морской державы и прославила среди народов Европы имя русского адмирала Ф.Ф. Ушакова. Средиземноморская кампания это союз России и Турции против стремившейся на Восток Франции.

Cообщение№4. Средиземноморская кампания. Ушаков нахмурился.

- Скажи им (союзникам-туркам): какими бы не были те края, никому не будет дозволено грабить мирное население, заниматься мародерством.

Неаполь. Королевский министр Мишеру писал Ушакову:

“…Русские матросы заставили все население обожать их. Не было ни одного солдата, а тем более ни одного офицера, который бы оказался виновным в малейшем насилии или инсубординации, или грабеже. Вы могли бы их видеть осыпанными ласками и благословениями посреди тысяч жителей, которые называли их своими благодетелями и братьями. Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа величается великодушием, а не жестокостью, и что звания воина и христианина должны быть неразлучны”. [1]

Задание. Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии 16;-4;1;… Целая часть полученной суммы покажет, сколько лет являлся Ушаков командующим Черноморского Флота.

Ответ:12 лет.

Сообщение№5.Заканчивая службу, 17 декабря 1806 года, Федор Федорович решил поднести в дар Отечеству на нужды ополчения алмазный челенг и 5 медных пушек с припасами, пожалованных ему турецким султаном, а также несколько тысяч рублей. Узнав об этом, Александр I через Петербургского губернского предводителя дворянства обер - камергера графа А. С. Строгонова просил передать адмиралу слова благодарности и вернуть челенг. В записке к Строгонову он писал: “Отдавая полную справедливость благородным чувствованиям, к такому пожертвованию его побудившим, почитаю я, что, сей знак, сохранен, должен быть в потомстве его памятником подвигов на водах Средиземного моря им оказанных. Посему и желаю я, чтобы вы объявили адмиралу Ушакову благодарность мою за столь знаменитое пожертвование, возвратили ему сию вещь, которая отныне будет свидетельствовать сверх военных его подвигах и примерное поревнование к благу любезного Отечества”. Документ был датирован 2 января 1807 года. [1]

Задание. Найдите наименьшее положительное число из области определения функции и вы узнаете какую сумму внес Федор Федорович в дар Отечеству.

Ответ:2 тысячи рублей.

Сообщение№6. Для своего дальнейшего пребывания Федор Федорович купил землю в несколько десятин в Тамбовской губернии в Темниковском округе в сельце Алексеевке близ Санаксарского монастыря, где настоятелем был, когда - то его родной дядя – отец Федор, на котором стояло всего лишь семь крестьянских дворов. Между ними отставной адмирал построил себе, как он выразился, “хижину”, с твердым желанием провести там остаток своих дней. [1]

Задание. Найдите наибольший корень уравнения х3-160х2-х+160=0, и вы узнаете, сколько десятин земли купил Ушаков в Темниковском округе.

Ответ:160 десятин.

Сообщение№7. В мае 1810 года Федор Федорович написал завещание. Читая завещание, понимаешь, с каким уважением и любовью относился адмирал своим близким, ничего не жалея для их блага. Не имея своей собственной семьи и детей, он все без остатка отдал своим племянникам. Он сделал для своих близких все, что мог, и тем был доволен. [2]

Задание. Найдите значение произведения, и вы узнаете, сколько было племянников у Ф.Ф.Ушакова.

Ответ: 3 племянника.

Учитель истории. Николай, Федор и Павла. Николай и Федор, по примеру своего дяди, посвятили свою жизнь флоту, а как сложилась жизнь Павлы неизвестно.

Сообщение№ 8 (слайды№6,№7).

Современники вспоминали, что всю довольно продолжительную службу в Санаксарском монастыре адмирал выстаивал наравне с монастырской братией. А в Великий пост по целой неделе жил в монастыре в своей келье. В общении с братией адмирал находил участие и поддержку. От них услышал он много рассказов и добрых слов в адрес своего дядюшки-иеромонаха Федора. Монахи с восторгом рассказывали адмиралу о том, как старец невыразимым благоговением совершал служение в церкви, как во время Литургии сиял какой-то необыкновенной красотой и весь тот день находился в глубокой радости, ярко выражавшейся на его лице. [1]

Продолжая богоугодные дела своего дяди, Федор Федорович с большим участием относился к бедным и страждущим, не жалея для них своих средств. Так, наполненная благотворительностью, протекала жизнь отставного адмирала.

Задание. Решите задачу. Сумма диагоналей ромба равна 49см. Площадь этого ромба равна 294см2. Найдите диагонали ромба. [3]

Положительная разность диагоналей ромба укажет, сколько лет прожил Ф.Ф. Ушаков у стен Санаксарского монастыря.

Ответ: 7 лет.

IV. Отечественная война 1812 года.

Учитель истории (слайд№1). Весть о вступлении наполеоновских войск на русскую землю долетела до Темникова непостижимо быстро. Без участия курьеров, неизвестно даже как. Будто ветром занесло ее. Прилетело и тот час взбудоражило народ.

Но, и оставаясь в Алексеевке, адмирал смог принести пользу для Отечества. “Не отчаивайтесь! - говорил он.- Сии грозные бури обратятся к славе России”. На его средства в Темникове был построен и содержался госпиталь для раненых. Две тысячи рублей внесено им на содержание 1-го Тамбовского полка. Помогал он и всем к нему обращавшимся

Когда Наполеона прогнали за пределы России, темниковцы крестились: слава богу, война до них не дошла. И все же усидеть, в сторонке, им было не суждено. И дым пожарищ, и стенания оставшихся без крова, и плач голодных детей, и стоны умирающих от ран – все до них дошло. И не только по рассказам очевидцев.

Весной, еще не успели просохнуть дороги, а в Темниковском округе, уже появились тысячи нищих. И все с той стороны…. Оттуда, где еще не давно полыхали пожары войны. Оборванные, изнуренные с сухими глазами, в которых давно уже не было слез, они растекались по селениям, не делая между ними выбора: селение и ладно, а какое оно - русское или мордовское - не все ли равно?.. Простые люди, если даже и разговаривают на разных языках, беду понимают одинаково.

Пострадавшим от войны подавали холсты, овчины, старую одежду хлеб, вяленую рыбу, сушеные грибы, орехи-все, чем могли поделиться крестьяне. Сами не доедали, нужду терпели, а подавали… [2]

V. Учитель математики (слайд №8).

“Много очень много людей пострадало, - думал Ушаков. – Невинных людей!.. Нельзя оставлять их на произвол судьбы. Нельзя, чтобы спасение свое искали они в нищенствовании, в попрошайничестве. Надо помочь им всем миром. Но только не жалкими подаяниями…. Иначе надо”.

Взгляд его остановился на железной шкатулке. Он в раздумье подошел к ней, открыл и, порывшись, извлек из нее плотную гербовую бумагу. То был билет сохранной казны Петербургского опекунского совета на двадцать тысяч рублей.

Исписав первую страницу, он передохнул немного, прочитал, что получилось, снова взялся за перо. За уже написанным текстом последовало следующее:

“На основании учреждения сохранной казны при объявлении моем августа 27 -го дня 1803 года внесено мною императорского воспитательного дома в С - Петербургский опекунский совет, денег государственными ассигнациями двадцать тысяч рублей на год и более за условленные проценты по пяти рублей со ста, из которых с того времени ни капитальной суммы, ни процентов на оную следующих нисколько не получал, а по сходству моего объявления проценты ежегодно должны быть приписываемы к капитальной сумме. Я давно имел желание все сии деньги без изъятия раздать бедным, нищей братии, не имущим пропитания, и ныне, находя самый удобнейший и вернейший случай исполнить мое желание, пользуясь оным по содержанию выше означенного объяснения в пожертвование от меня на вспомоществование бедным, не имущим пропитания. Полученный мною от С - -Петербургского опекунского совета на выше означенную сумму денег билет при сем препровождаю к вашему сиятельству. Прошу покорнейшие все, следующие мне по оному из опекунского совета сохранной казны деньги, капитальную сумму и с процентами за все прошедшее время, истребовав, принять в ваше ведение и распоряжение по узаконению и в нынешнее же настоящее время сумму употребить в пользу разоренных, страждущих от не имущества бедных людей.

В приеме оных денег из опекунского совета сохранной казною на место меня расписаться и прочее учинить, что как следует, во всем оном я вам верю, спорить, и прекословить не буду. На объявлении моем в опекунский совет при положении денег в сохранную казну, какова печать моя положена, таковую ж и на сем заверяющем письме прилагаю…”. [2]

Письмо получилось длинным. Да ведь речь-то не о червонце шла.

Работа в группах.

Задание. Вычислите, с использованием калькулятора, какую сумму внес Федор Федорович в пользу разоренных, страждущих от не имущества бедных людей, если деньги из С. – Петербургского опекунского совета были изъяты 27 – го августа 1813 года.

Ответ: 32579.

V.Свято-Федоровский Кафедральный собор (слайд №9).

Учитель истории. Последние годы адмирал прожил отшельником, добавив к своим воинским подвигам подвиги духовные…

В дождливый воскресный день 6 августа 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первый в России храм в честь святого праведного воина – непобедимого адмирала Федора Ушакова, расположенного в городе Саранске Республики Мордовия.

Кафедральный собор посвящен уникальному человеку, который являл собой пример беззаветного, бескорыстного служения отечеству, служения государству и народу.

VI. Итог урока.

Презентация

 Литература.

  1. Овчинников В.Д. Святой праведный адмирал Ф.Ф.Ушаков, Москва 2001г.
  2. Петров М. Боярин Российского Флота, Саранск 1981 г
  3. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.