Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология “Дебаты”, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов
Цели урока:
- Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.
- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).
Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”.
Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.
- 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
- 2-я – И.Уткина,
- 3-я – М.Джалиля,
- 4-я - К.Симонова,
- 5-я А.Суркова,
- 6-я – группа “Поиск” (члены Музея школы № 30) собирает материал по теме “Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и готовит презентацию “Никто не забыт, ничто не забыто”.
Ход урока
1. Организационный момент. Цели и задачи
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.
- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- Какому историческому событию они посвящены?
Да, событиям Великой Отечественной войны…
- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)
- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.
2. Презентация “Ради жизни на земле” Приложение1
1 слайд - Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?
Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
3 слайд – В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя
ЛИРИКА.
Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?
Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков и др.)
Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?
В ходе дебатов выясняем, что
- отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
- 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);
- многогранность и глубина лирики;
- раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
- музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
- создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).
4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.
3. Выступления групп по плану
О жизни писателя и его творчестве.
Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).
Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.
5 слайд – Ю.Друнина (1924-1991).
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Стихотворения “Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”
6 слайд – И.Уткин (1924-1991)
Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.
Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.
7-8 слайд – М.Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.
9 слайд – К.Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.
24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”
10 слайд – А.Сурков (1899-1983)
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни “Землянка”.
Стихотворение “Землянка”.
4. Беседа по вопросам
Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.
Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”)
А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?
(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)
А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!
Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
5. Выступление группы “Поиск”
А сейчас группа “Поиск”, куда вошли члены Музея школы № 30 г.Сызрани, защитит проект “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.
11 слайд - 1 чтец: Мы – поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Цель нашего проекта “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” - понять ту боль, что мир перенес в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных защитников Родины, героев поэзии, опаленной войной; показать, какой след оставила война и в наших семьях.
2 чтец:
Я знаю, никакой моей вины в том,
другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше,
Кто моложе – остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь…
Речь не о том, но все же, все же, все же….
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны её рассказы, вздыбившие землю…
3 чтец: Огромное горе войны коснулось каждой семьи…Пройдемся по улицам города Сызрани, постучимся в любой дом, и нам ответят: “Да, здесь живет семья участника Великой Отечественной войны…” Сегодня в нашем городе осталось 1080 живых свидетелей грозных событий войны…
12 слайд – 4 чтец: Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Не обошла она и семью ученицы 11 А класса Буториной Анны. Ее прадед – Шапошников Виктор Сергеевич,- когда прогремела война, отправился на Сталинградский фронт, где мужественно сражался за Отчизну, и погиб под станцией Новая Кудрючинская.
1 чтец:
Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…
4 чтец: В семье Буториных сохранились письма с фронта, в которых прадед дает обещание родным отомстить “проклятым фрицам” за гибель брата, который в 17 лет ушел на фронт и не вернулся.
А вот еще письмо женщины, чей отец похоронил прадеда Ани в братской могиле. Она подробно описывает гибель прадеда Виктора в январе 1943 года.
2 чтец: Да, семья Ани была такой же, как и сотни других семей. В годы войны наши деды и прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них не получили звания героя, но мы их помним, любим, гордимся ими. Память о них хранит поэзия, опаленная войной…
13 слайд – 3 чтец: Взгляните, вот зенитчик Богачев Николай Осипович – гвардии старший сержант – старший брат деда нашего ученика Максима Пестова. Он славно сражался за Родину и погиб в июле 1944-го.Награжден орденом Красного знамени. Его имя занесено в Книгу памяти.
14 слайд – 4 чтец: А вот еще один герой из народа. Это дедушка 11-классника Дергачева Дмитрия – Битюгов Василий Иванович. Какие проникновенные письма он писал своей дочери: “Дорогая дочка Тамарочка!!!
Я скоро вернусь, скоро победа! Я привезу тебе красивую куклу….Жди меня, родная….”
Это лишь несколько строк из письма, а их сохранилось всего 5.
1 чтец: Мы, волжане, по праву гордимся теми, кто вписал свою яркую строку в летопись Великой Победы.
6. Выводы: 15 слайд
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!
7. 15 слайд – домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)
Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?
Каковы же особенности лирики военного времени?
Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”
Подготовить проект “Военная лирика поэтов-земляков”.
8. Рефлексия
- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
- Оцените свою работу на уроке и работу групп.