Конспект урока по математике в 4-м классе по теме "Сложение дробей" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тема: «Сложение дробей».

Цель:

  1. научить складывать дроби с одинаковым знаменателем; закрепить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках;
  2. продолжить работу над решением уравнений, познакомив с уравнениями в три действия;
  3. развивать интерес к математике, зрительную и слуховую память, логическое мышление, устную речь учащихся.

БЛИЦ–ОПРОС

- Как всегда наш урок начинаем с блиц-опроса. Готовы?

  1. Как называются числа в записи дроби?
  2. Назовите компоненты и результат действия вычитания.
  3. Что показывает знаменатель?
  4. Как найти уменьшаемое? делимое?
  5. Что показывает числитель?
  6. Как найти неизвестный множитель?
  7. Назовите компоненты и результат действия деления.
  8. Какая из дробей будет больше при одинаковых знаменателях?

1. ТЕМА УРОКА

1) На доске - Что видите?

(Кругл. разделенный на равные части)

- Круг – это целое.

- Как называются равные части целого? (Дроби)

2) Значит, на уроке мы продолжим изучение ……..дробей.

- Запись темы урока «Дроби».

2. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Начнем урок с зарядки для ума.
- Полижите перед собой листы устного счета.
(лист №4, 6 столбик, примеры под чертой)
- На работу 2 минуты.
- Найдите выражение №3 (36:2)
- Какую часть от числа находили? (1/2)
- Чему она равна? (18)
- Найдите пятое выражение (77.7)
- Какую часть от числа находили? (1/7)
- Чему она равна?
- Найдите седьмой пример (32:2)
- Чему равно его значение? (16)
-16 – это какая часть числа 32?
- Назовите 1/5 от числа 65. (13)
- Назовите 1/7 от числа 91 (13)
- Назовите 1/3 от числа 39 (13)
- Как иначе можно назвать выражения, значения которых мы проверили?

3. РАБОТА С ДРОБЯМИ

- Запишите частные в виде дробей.
- Расположите их в порядке убывания и вы узнаете фамилию немецкого математика, который ввел данный знак деления.

Б 15 : 34 8 : 34 И Проверка: учащегося по 1-му выходят к
Л 33 : 34 21 : 34 Й доске и записывают дробь + букву
Ц 2 : 34 30 : 34 Е  
Н 12 : 34    

- Читаем дроби, фамилию немецкого математика.
- Что одинаково в данных дробях?
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

4. ТЕМА УРОКА

  1. - Посмотрите на лист Устного счета.
    - Как называются числа, с которыми вы производили действия? (№)
    - Какие действия (арифм.) можно производить над натуральными числами?
    - Посмотрите в тетрадь.
    - Какие числа записали в ней? (Дроби)
    - Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь – часть целого)
  2. - Дроби – это тоже числа.
    - Как вы думаете можно ли выполнять с ними те же арифметические действия, что и с натуральными числами?
  3. В древности в разных странах запись дробей и алгоритмов действий с ними была так сложна, что учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Русский математик Магницкий писал в своей знаменитой «Арифметике» : ---- доска белая
    «Нет тот арифметик,
    Кто в целых ответчик,
    А в долях ничтоже
    Отвечать возможе»
    Тем же ты радеяй,
    Буди в частях умеяй.
  4. Итак, сегодня мы поднимемся на верхние ступени арифметики – сложение дробей.
    (Запись темы «Сложение дробей»)

5. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

1)

- На партах у вас круги.
- На сколько частей они разделены?
- Раскрасьте 2/8 круга синим карандашом, а 3/8 – красным.

- Какая часть круга закрашена? (5/8)
- Как узнали? Каким действием? (+)
- Как это записать? (2/8 + 3/8 = 5/8)

- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями.

2) Проверьте свой вывод, прочитав правило на с.148, пункт 7.

3) Поупражняемся в применении этого правила, пункт 8.

4) Д/з, пункт 9.

5) Кто сможет записать правило в общем виде? (а/п + в/п = а+в/п)

6) №335.

- Прочитайте задачи.
- Чем они отличаются?
- Решение какой из задач будем записывать сложением дробей?
- Почему?
- Запишите решение задачи.

(1 уч-к у доски)

Проверка с записью на доске.

6. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.

  1. Вспомните блиц – опрос.
    Какой вид работы еще не выполняли?
     
  2. Решаем уравнения №333.
    - Чем похожи и чем отличаются уравнения?
    - Найдите среди них более сложное.
    - Как вы думаете, сколько действий нужно выполнить, чтобы найти корень данного уравнения?
    - Проверим ответ. Решим уравнение.
е – (197+ 155) = 924 – 289 Проверка:
е – (197 + 155) = 635 987 – (197 + 155) = 924 – 289
е – 352 = 635 987 – (197 + 155) = 635
е =+ 635 + 352 987 – 352 = 635
е = 987 635 = 635

- Будет ли найденное число корнем 1-ого уравнения?
- Почему так думаете?
- Надо ли проверять?

х : (872 – 867) = 89х 2 у х (42 : 6 ) = 388 + 186
х : ( 872 – 867) = 178 у х (42: 6 ) = 574
х : 5 = 178  у х 7 = 574
х = 178 х 5 у = 574 : 7
х = 890 у = 82
  1. Д/з №333 (6)

7. ТЕСТ

- Заканчиваем урок тестом (только ответы)

7/24 + 3/24 = 2/36 + 5/36 =
7/24 + 9/24 = 2/36 + 8/36 =
7/24 + 11/2 4 = 2/36 + 19/36 =
9/24 + 3/24 = 6/36 + 5/36 =
9/24 + 9/24 = 6/36 + 8/36 =
9/24 + 11/24 = 6/36 + 19/36 =
12/24 + 3/24 = 15/36 + 5/36 =
12/24 + 9/24 = 15/36 + 8/36 =
12/24 + 11/24 = 15/36 + 19/36 =

8. ОЛИМПИАДНАЯ ЗАДАЧА.

- Выпишите парами номера равных долей квадрата:

9. ИТОГ УРОКА.

- Вернемся к нашему кругу.

- Что показывают на нем доли сейчас?

  1. - блиц-опрос
  2. - разминка
  3. - матем. Лейбниц
  4. - сложение дробей
  5. - решение задачи
  6. - решение уравнений
  7. - тест
  8. - дом.задание (олимпиадная задача)

- Открылись 8 долей из 8. Целый круг.

Это значит, наш урок завершен.

Оценки.

- Спасибо за работу.

РЕЗЕРВ: задача.

Помидорами занято 6/17 огорода, а огурцами – 5/17. Какая часть огорода занята этими овощами. Что занимает большую площадь – помидоры или огурцы?