Тренинг для учителей "Кто есть кто?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель:

  1. Разработать методические рекомендации по работе на уроках с мальчиками.
  2. Дать возможность учителям увидеть педагогические деформации со стороны.

Задачи:

  1. В игровой форме напомнить, что все дети разные.
  2. В игровой форме показать неэффективность оценивания знаний и умений на уроке оценкой “2”.
  3. В игровой форме показать различия особенностей организации мозга и психики, познавательной и эмоциональной сферы мальчика и девочки.
  4. Выработать методы и приемы для работы с мальчиками на уроке, учитывая особенности мужской психофизиологии.

Материалы:

  1. Маски животных и птиц: утки, обезьяны, черепахи, собаки, корова, кенгуру и др.
  2. Нагрудные надписи: “учительница”., “мальчик”, “девочка”, “боксер”, “инопланетянин” для всех присутствующих.
  3. Раздаточный материал: карандаши, ручки, справочная информация, листки с рисунками, схемы.

Методы:

  1. Игра.
  2. Тренинг.
  3. Дискуссия.
  4. Вопрос-ответ.
  5. Мозговой штурм.

План занятия

  1. Организационная часть. Вступительное слово тренера. (2 мин)
  2. Игра 1. “В школе для зверей, птиц и животных” (7 мин)
  3. Игра 2. “Инопланетяне изучают тему “Человек. Мальчик и девочка”. (12 мин)
  4. Мозговой штурм “Чем отличается учитель на уроке от боксера на ринге?
  5. Что общего у учительницы и боксера?”
  6. Анализ. Обсуждение. Выработка рекомендаций. Презентация участников трех групп (20-30 мин)
  7. Подведение итогов. Рефлексия. (7 мин)
  8. Прощание (2 мин)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами обсудим проблему раздельного обучения в игровой форме. После проигранной сценки, Вам будет предложен ряд вопросов. Мы обсудим методы и приемы при обучении мальчиков. По итогам выработаем методические рекомендации и инструкции.

Гипотеза 1. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Необходимо понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Гипотеза 2. Весь учебный процесс отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала - подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, И.В. Костикова, Н.Щ. Царева).

Гипотеза 3. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго-долго ругают мальчика, нагнетая эмоции и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг для этого не приспособлен, и чтоб не перенапрячься, отключил слуховой аппарат и информация до его сознания не доходит. Он уже ничего не слышит.

Гипотеза 4. Существует противоречие между содержанием и формами обучения. Сегодня наблюдается тенденция маскулинизации женщин (повышение авторитарности, агрессивности, стремление к лидерству и т.д.), что не может не отражаться на бессознательном стремлении к феминизации мальчиков и маскулинизации девочек как в семье, так и в учебно-воспитательных учреждениях. Суворовское, Нахимовское училище, кадетский корпус преследуют функциональные цели подготовки защитников Отечества, что, несомненно, повышает маскулинность, т.к. направлено на формирование потенциального мужского гендера.

Участники делятся на три группы и рассаживаются за три стола. Подряд проигрывается три сценки, а затем каждой группе участников предлагается обсудить одну сценку, сделать выводы и предложить рекомендации.

Игра №1 “В школе животных”

Ведущий.

Рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Разыгрывается сценка: всем участникам раздаются маски того или иного животного или птицы.

Выходит Учительница.

Учительница дает замечания участникам игры в авторитарно-агрессивном стиле.

Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на обдумывание.

Учительница ругает ученика, затрагивая его личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты, почему все время вертишься, кривляешься, как обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не станешь человеком. Ты - неудачница. Я тебе ставлю двойку!!!”

Игра №2 “Инопланетяне изучают тему: “Человек. Мальчик и девочка”

Разыгрывается сценка.

Всем участникам раздаются маски инопланетян. Имя каждого инопланетянина зависит от цифры и буквы того класса, в котором учитель является классным руководителем. Например: Инло 9- Б или Инло 8 -А, и т.д.

В центре класса на стульях сидят мальчик и девочка. Учитель объясняет новый материал. По ходу объяснения, учительница ругает детей, обзывает их бестолковыми и ставит двойки за поведение или невнимательность.

Тема нового материала: “Человек. Мальчик и девочка”.

Учитель рассказывает об отличительных особенностях у мальчиков и девочек.

Информационная справка (конспект учителя) (приложение 1, приложение 2)

Женщина и мужчина имеют различия не только по половым признакам. У них разный мозг, разная физиология, биохимия, анатомия организма, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. Поэтому мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые.

Существует несколько подходов к изучению особенностей мужчины и женщины, мальчика и девочки.

Нейропсихологический подход

С первых дней жизни у детей начинает быстрее развивается правое полушарие мозга. Правому полушарию свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Правое полушарие перерабатывает всю информацию комплексно. Из его поля зрения не выпускается ничего и не делится на важное и неважное. Левое полушарие, хоть оно включается в работу еще до рождения, как и правое, развивается медленнее. Благодаря левому полушарию, информация дробится на блоки, отбрасывается несущественное, выбирается наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивается мыслительная цепочка (причинно-следственная, логическая). Центры речи расположены в левом полушарии. Человек, овладев речью, научился классифицировать информацию, разбивать ее на блоки. Однако с речью происходит утеря некоторых конкретных признаков предметов, явлений, событий.

Пучок нервных волокон, соединяющий два полушария и позволяющий полушариям обмениваться информацией, у детей тоньше, чем у взрослых. У мальчиков и мужчин он тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у мальчиков интеграция информации, обрабатываемая в каждом из полушарий, речевом и неречевом, затруднена. Это особенность сказывается на особенностях их мышления и других психических функциях. Однако вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского. У девочек организация мозга менее разнообразна. Но среди девочек мало ярких левополушарных и ярких правополушарных. Среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Однако мальчики и девочки, отнесённые к одному и тому же типу, мыслят по-разному, потому что процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связываются друг с другом, образуют неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.

Теория асинхронной эволюции полов генетика В.А. Геодакяня

Зачем природе деление на мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится когда-то тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление, обеспечит приспособление к новым условиям. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи.

Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс. Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Природа бережёт женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. Но природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий, то есть они лучше приспосабливаются к негативным условиям внешней среды, чем особи мужского пола. Поэтому самцам приходится что-то изобретать, чтобы выжить. Этими различиями и определяется высокая расположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Ситуация №3.

Ведущий. Предлагается просмотреть два видеосюжета: учитель на уроке и боксер на ринге.

Задание и вопросы:

  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи, методы и приемы, профессиональные деформации, травмы тела или психики, профессиональная пригодность и способности и т.д.).
  2. Что общего в деятельности учителя и боксера? ( любовь к своей профессии и т.д.)
  3. Имеет ли право вести бой боксеры разных весовых категорий?
  4. Придумайте аналогичный вопрос, относящийся к учителю и ученику. Задайте этот вопрос участникам первой и второй группам.

Групповая работа аудитория №1. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, разыгранной в сценке №1.

  1. Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
  2. Как учить разных?
  3. Как поддерживать разнообразных?
  4. Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?
  5. Как оценивать разных детей:
    -по способностям,
    -по старанию,
    -или еще как-нибудь?

Групповая работа аудитория №2. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, разыгранной в сценке №2.

  1. На сколько существенные различия у мальчиков и девочек, что это стало проблемой в обучении?
  2. Нужно ли учитывать учителю особенности организации мозга и психики при обучении мальчиков и девочек?
  3. Нужно ли учитывать учителю особенности организации познавательной и эмоциональной сфер при обучении мальчиков и девочек?

Групповая работа аудитория №3. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, описанной в сюжете №3.

  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи, методы и приемы, профессиональные деформации, травмы тела или психики, профессиональная пригодность и способности и т.д.).
  2. Что общего в деятельности учителя и боксера? ( любовь к своей профессии и т.д.)
  3. Имеет ли право вести бой боксеры разных весовых категорий?
  4. Придумайте аналогичный вопрос, относящийся к учителю и ученику. Задайте этот вопрос участникам первой и второй группам.

Далее участники трех круглых столов выступают со своими отзывами и предложениями.

Предлагаются конкретные методические рекомендации и инструкции.

Ведущий.

Подводит итоги, благодарит всех участников.

Рефлексия.

  • Что Вы узнали нового для себя?
  • Что Вам понравилось?
  • Какую тему Вы бы хотели поднять на следующем тренинге?

Ведущий акцентирует проблему для следующего тренинга на тему “Опять двойка” (проблема мотивации и оценивания мальчиков).

Учителя жалуются на низкую мотивацию учеников. Нынешнее поколение не хочет бездумно овладевать прославленным “багажом знаний”, который может им когда-то понадобиться. Это уже прагматическое поколение, которое требует конкретного ответа от учителя: “А зачем мне это нужно, что это мне даст?” Сегодня ученик, умеющий пользоваться Интернетом, мгновенно может получить необходимую ему информацию. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что учитель перестал быть основным источником знаний для учеников. Педагоги жалуются на то, что не осталось рычагов воздействия на учеников.

Когда ученик не хочет учить тот или иной предмет, то он и не учит этот предмет. Они знают, какие предметы нужно сдавать на вступительных экзаменах в вуз, знают, что родители, наймут им репетиторов для подготовки к поступлению. Практически это обесценивает значение средней школы. В школе можно не учиться. Аттестат и так дадут, а к поступлению в вуз готовят репетиторы, а не учителя, наконец, есть платная форма обучения. Значительная часть высших учебных заведений берет всех подряд, лишь бы платили.

Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны быть проективные методики, системы индивидуальной педагогической поддержки движения учеников по индивидуальным образовательным траекториям, самостоятельное обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что, если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можем ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться в школе, и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий.

Рассматривая самого себя как садовника в питомнике человечества, преподаватель должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами.

Это педагога ответственность – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

Проблемы мотивации и оценивания мы с Вами обсудим на следующем тренинге “Опять двойка”. Удачи всем!

 Литература:

  1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
  2. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992;
  3. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук. 1992. № 6. С. 42–48;
  4. Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., 1992.
  5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000.
  6. Еремеева В.Д. Нейропсихологические основы индивидуальных особенностей письменной речи // Сборник материалов 30-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб, 2001. С. 40–45;
  7. Еремеева В.Д. Нейропсихологические аспекты эффективности работы педагога. СПб., 2002.
  8. Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. С. 179–188.
  9. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.
  10. Клейн В.Н., Бурлацкий Г.Л. Латеральная антроизометрия // Леворукость детей и подростков. М., 1987. С. 128–137.
  11. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.
  12. Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии. 2002. № 2. С. 22–25;
  13. Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей – социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3. С. 42–47
  14. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
  15. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.
  16. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001.
  17. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. М., 1988.№6. С. 116–120.
  18. Погребная Е.Д. Психолого-педагогические основы объективности оценивания учителем успешности учебной деятельности школьников: Автореф. Дис. Канд.психол.наук. - Одесса, 2002
  19. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18–21.
  20. Спрингер С., Дейч Т. Левый мозг, правый мозг. М ., 1983.  

Сайты в Интернете:

  1. http://www.ug.ru/issues/
  2. www.BabyHelp.kiev.ua
  3. http://www.prognosis.ru/news/society/2003/12/4/school.html
  4. http://www.websib.ru
  5. www.liga.net