Патриотическое воспитание учащихся средствами русской культуры

Разделы: Классное руководство


Два чувства с детства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам.
На их основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
Залог величия его
Животворящая святыня
Без них нам целый мир – пустыня,
Душа- алтарь без божества.

Так, таинственную связь с прошлыми поколениями, подметил великий патриот, великий поэт, гражданин – наш мудрый А.С.Пушкин. Из прочных кирпичиков - любви к Родине, уважение к женщине, безмерной любви и почитании матери , сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия ,памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма.

Сегодня стало не модно говорить о любви к Родине, стало гораздо привычнее ругать её, говорить о её унижении (страна третьего мира - так унизительно звучит). Но попробуйте представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого народа, государства нет будущего.

Замечательный публицист , философ, писатель-Василий Разанов в 1919 году писал: “Счастливую великую Родину любить – не велика вещь. Мы ее должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена…”

Патриотизм- это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно- нравственной сфере жизни.

Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями, поступками, осуществляемыми на благо Отечества.

Патриотизм- осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. И потому, особое место в патриотическом воспитании должна занимать работа по развитию чувства гордости за славные исторические события Российского государства, утверждению и преумножению традиций и созидательных дел предшествующих поколений.

Как никогда сейчас важна тема, отчего дома, малой Родины, чистота русского языка, тема возрождения традиций, культуры, тема духовного возрождения.

В древности на Руси наказывали: “Помяните одно: только коренью основание крепко, то и дерево неподвижно; только коренья не будет – к чему прилепиться?”

И замечательно, что приходит, наконец, то понимание, что мы не можем быть ветвями плодоносящего дерева, не заботясь о сохранности корней своих.

В своей работе по воспитанию чувства патриотизма, являясь классным руководителем, я стремлюсь к тому, чтобы у детей появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: кто мы и откуда вышли. Куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем, что передадим потомкам?

И обернувшись к своим корням, прежде всего хотим осознать себя как граждан великой страны. Что каждого из нас роднит со своим народом. Язык, обычаи, традиции, общность исторической судьбы, самосознание, культура.

Фамильная честь, интерес к своему роду ---все это ветви большого дерева , имя которому – патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Наше прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографии реальных людей, их переживания, чувства.

Нам были память и любовь даны
Чтобы сердцам ушедших поклониться
И, может, будут не полны
Без этих строк истории страницы.

Мы многих ошибок могли бы избежать и жили бы, я думаю, гораздо ,лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют наших детей, внуков, наши проблемы ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют от нас не только наш цвет глаз, волос, рисунок носа, но и историю нашей жизни.

Русский философ А.И.Ильин ещё в 30 –е годы прошедшего столетия писал: "Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять , что от славянин сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю , перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету.”

Русский народ был един в лихую годину. Поле Куликово, разгром армады Наполеона, уничтожение гитлеровской орды. Мы были едины при создании одного из мощнейших государств - Российской империи. Создать страну с невероятно пестрым национальным составом (на уроках дети узнают , что в России проживают более 100 народностей и национальностей) можно только при наличии мудрого, могучего духом и телом народа.

Как же не любить, не уважать, не стремиться познать этот народ.

Мудрость Пушкинских строк бесспорна : “Уважение к прошлому – вот черта , отличающая образованность от дикости”.

И поэтому, главная задача которую я ставлю перед собой в воспитательной работе с классом – развитие нравственного сознания, воспитание чувства патриотизма, любви к Земле, как родному дому, к людям, живущим рядом, возрождению духовной культуры, обычаев, традиций, знание и почитание святоотеческих мест России и нашей малой Родины, осознание себя причастными к созиданию и укреплению государства Российского.

Понимая, сколь много потеряно там, где перестали чтить русскую воинскую доблесть , там , где забыты русские традиции, уходят из жизни истинно русские умельцы , несущие свое искусство из глубины веков, мы с детьми решили изучать свою родословную, родословную нашей страны, нашего поселка в котором родились и живем, мы хотим ответить на извечный вопрос – кто я и откуда, откуда мы вышли , куда идем, что берем от своих предков, что передадим потомкам? Это не просто любопытство, это прикосновение к далекой и близкой нашей истории.

В историческом опыте народно – патриотического воспитания много поучительного: крепкие семьи, уважение и почитание родителей, любовь к Земле, привычка и потребность трудиться на ней, осознание причастности к предкам.

Родина-род-родители. Слова одного корня. Эти слова помогают нам понять и полюбить .

Люблю и знаю
Знаю и люблю;
И чем полней люблю,
Тем больше знаю. / географ, поэт, - Ю.Ефремов/

Основой всей крестьянской жизни была семья, воспитание детей. К традициям сложившимся на основе внутрисемейных отношений, относятся ответственность супругов друг перед другом, ответственность за детей , престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи .

Поэтому, одной из важных тем на классных часах и во внеклассной работе с детьми является тема семьи. “Под крышей дома моего”, “Традиции моей семьи”, “Профессии моих родителей”, “Что такое –Домострой?”, “Тень войны над домом моим”, “На что клад , коли в семье лад”, “Детишек воспитать – не курочек пересчитать”, “Жена- мужем красна” (о взаимоотношениях супругов, о роли мужчины в семье), “Семейный альбом” , “Реликвия в нашем доме” -это некоторые из тем , которые мы изучаем на занятиях.

Пусть наша любовь к детям поможет в нашем благородном деле, деле воспитания патриотизма, нам предстоит воспитать настоящих граждан, на плечи которых лягут заботы о Родине, о своих родителях, настоящих патриотов , которые сохранят и пронесут через года традиции своего народа, традиции своей семьи.

Кто я? Какие мои корни?

Я рассказываю своим воспитанникам и родителям, что такое генеалогическое дерево, знакомлю родителей с книгой П.А.Флоренского “Генеалогические исследования” и вовлекаю в исследовательскую работу по составлению своей Родословной. Сколько колен мы знаем? В лучшем случае три – четыре, а в основном при начале работы только три. Дети вовлекаются вместе с родителями в живую, познавательную краеведческую работу. И вот уже поиск корней своих захватывает всю родню. А начинаем с задания:

  1. Ваша фамилия, что она обозначает? (Кстати. известно, слово “фамилия” заимствована из латинского языка – это значит наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям)
  2. Чем занимались ваши предки , что в доме хранится как реликвия?
  3. Вспомните всей семьёй интересные случаи из жизни ваших предков .
  4. Нарисовать генеалогическое древо вашего рода

Мы побывали в школьном этнографическом музее “Русская горница”, где познакомились с генеалогическими древами семей - Сергиенковых, Фаустовых, Голомазовых. , где с “ветвей” на посетителей музея смотрят милые лица , а там где не сохранились фото, просто имена – Фёкла, Агрипина, Матрёна, Демьян…

Экскурсовод музея Ильина Ирина рассказала нам об интересных фактах из жизни семей нашего поселка, которые изучали свои родословные, как говорится “всем семейством”. Моим пятиклассникам особенно захотелось побольше узнать о своей родословной.

Есть еще одна нить, связующая все поколения. И это мать. Что может быть на свете священнее имени матери. Человек, только начинающий лопотать, неуверенно складывает - мама , почувствовав свою удачу смеется, счастливый . Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли довольный родившей ржи и пшеницы , произносит : спасибо, кормилица-мать .Солдат, наткнувшийся на встречный осколок ,.слабеющей рукою посылает последнюю пулю врагу, говоря: “За Родину – мать!”. Все самые дорогие святыни, названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизнь.

Я читаю слова А.Фадеева детям и вижу как у некоторых, особенно девочек, появляются слезинки и опускают глаза мальчики. “Оглянись же ты юноша, мой друг, оглянись, как я. И скажи, кого ты обижал больше чем мать – не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок, и не нашего ли горя седеют наши матери. А ведь придет час, когда мучительным упрёком сердцу обернется всё это у материнской могилы …мама! Мама! Прости меня , потому что ты одна , только , ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

Я целую руки святые, чистые руки твои. Руки матери, проводившей на войну сыновей. Руки матери не дождавшей сына своего, о если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же как ты. И если у людей в дни войны был кусок хлеба, и была одежда на теле, и если стоят скирды на поле и бегут по рельсам поезда и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья то незримая сила подымает воина с земли или с постели, все это делали руки матери твоей и моей.

“Армия и моя семья”, “ Традиции офицерских династий”, “Как воспитывали наследников престола”, “Русская воинская доблесть” - эти темы позволяют моим воспитанникам проникнуться чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствовать боль и ответственность за её судьбу.

Святыни России - так называется одно из направлений в моей работе по патриотическому воспитанию. На уроках Окружающего мира дети знают о Всемирном культурном и природном наследии. ООН охраняются 506 объектов в мире, являющихся всемирным наследием. Среди них 11 объектов в России. На классных часах мы изучаем святыни родного Белогорья. Это и древняя крепость Хотмыжск., это монастыри и храмы , это Звонница и Прохоровское поле., это уникальные заповедные места и чудотворные иконы.

По ком звонит колокол под Прохоровкой? –это вопрос отправил нас на легендарную Прохоровскую землю, к истории Третьего поля России.

Колокольные звоны России - так назвали мы одно из занятий классного часа. Когда звучат колокола – жива Россия, жива нация.

И мы низко кланяемся тем людям, и светским, и духовным, и великим композиторам, и безвестным музыкантам звонарям – всем тем , кто сберег в трудные дни лихолетья духовные ценности, наши национальные святыни. И слава богу, что сейчас мы в своем родном поселке можем слушать благовестные, красные звоны не на кассете магнитофона , а в живом звучании. Потому что благодаря патриотам нашей Губкинский земли красуется у нас в поселке храм Святой Троицы. И низкий поклон нашим дорогим ветеранам, истинным патриотам нашей Родины за то, что мы не слышим звоны – вещуны, позывные, ратные, ссыльные, а каждое праздничное утро в наши души вселяется звон благовестный. Звучат колокола - жива Россия.

Уроки о вечном. Так называем мы час размышления о вечном, непреходящем, окружающем человека с рождения, возвращающим нас к корням нашим .- “Вода живая”, “Земля –кормилица”, “Родимые матушка и батюшка”, “Дом родной”, “Негасимый огонь”, “Красно солнышко”, “Хлеб наш насущный”.

Такие занятия способствуют воспитанию любви к Родине, почитание всего того, что дорого было нашим предкам.

А сколько замечательных людей жили и живут рядом с нами. Изучая историю поселка, дети получили задание создать страницу в летописи под названием “Мои соседи”. И вот ребята уже знают о замечательном человеке, ветеране Великой Отечественной войны – Бондаренко Иване Алексеевиче, закончившем войну в Манчжурии. Об участнике Курской битвы Калашникове Василии Леонтьевиче,

недавно ушедшем из жизни, о горькой многострадальной доле солдатской вдовы – Черных Анне Васильевне, растившей в годы войны пятерых ребятишек , да еще с больным отцом на руках, о участнице строительства дороги Старый Оскол-Ржава, Пасунькиной Анне Федоровне, воине-интернационалисте служившем в Афганистане Яковлеве Владимире, бывшем ученике нашей школы, смелом отважном парне воевавшем в Чечне с бандитами Залунине Сергее, женщине перенесшей нечеловеческие трудности будучи угнанной в Германию- Рябухе А.П. , а сколько среди наших соседей оказалось талантливых людей, одаренных, умеющих своими руками создавать красоту. О таких людях мы смогли узнать побывав в нашем этнографическом музее, где открыта экспозиция “Троицкие умельцы”. Все эти люди, являются для нас вдохновителями истинной любви к Родине, примером пламенного патриотизма.

Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом. В старину говорили: “Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно”. Земля кормит человека, но корми не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы дало рожь для хлеба, пшеницу для булок, гречку и просо для каши, лен для рубашки. Знал русский человек, “где работно - там и густо, а в ленивом дому –пусто”. Прославляя человека труженика, мы изучили две экспозиции школьного этнографического музея “Русская горница” - “От зеленого ростка – да холщевой рубахи” и “ От сошки до снопа”, где воспроизведены по рассказам и собраны оригиналы предметов, которые помогали русскому человеку одеваться и обуваться и кормить свою традиционно большую семью.

Каждому народу остается наследство от предыдущих поколений сделанное из руками и волей , созданное их гениями, талантом,. громадно обширное наследство русского народа .

Веками копилось оно и вкладывали в него русские люди не только свой труд, силу, волю, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Уходит и теряется многое, время не щадит человека. Но зато дошло до нас от наших предков великое чувство патриотизма и безграничной любви к нашей Родине. Я верю, что мои ученики будут хранить, беречь и преумножать то, что создано руками их предков.

Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она останется нетленной,
Все это ток. Да вот беда,
Что забываем иногда
Откуда мы , кто наши предки?
Такие случаи не редки
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш продолжает жить
Во внуков правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.

 Г.И.Кабаев.