Цикл занятий по музыкальному воспитанию "Северные напевы" в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1.

Программное содержание:

- Формировать представления детей о музыкальной культуре народов Севера.

- Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая свое эмоциональное отношение к их содержанию.

- Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить выделять средства музыкальной выразительности. В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.

- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

Предварительная работа: экскурсия в городской краеведческий музей, беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи музыки Г. Лагей.

Словарная работа: сенга-коца, ягушка, малица, нарты.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и останавливаются.

Музыкальный руководитель:

Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.

- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера. На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ханты и ненцы? (ответы детей).

- Правильно невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей.

Музыкальное упражнение “Быстрые олени” муз.С. Няруй.

- Поставим руки - это рожки, скачем по залу, высоко поднимая ноги (объезжаем по кругу).

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать песню “Олененок”

Слушание песни муз. Р. Гуцалюк, Сл. Н.Соловьева: аудио кассета “Ассорти”, Москва, 2001 г.).

Музыкальный руководитель: О чем поется в песне?

- Какая песня по характеру?

- Как несет олень мальчика?

- Как одет мальчик?

- Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. А пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища. Послушайте песню еще раз и представьте, как быстро несет олень мальчика по тундре.

Переход к распевке

Распевка: “Хей-хей-хей, хей о хей” (“соль,соль,соль, соль, до, соль”)

Музыкальный руководитель: Вы слышали как в песне “Олененок”мальчик погонял своих оленей, мы с вами тоже попробуем управлять оленей упряжкой( показ музыкального руководителя, начиная от ноты “соль” поступенно поднимаясь вверх до ноты “До”2октавы и обратно.

Музыкальный руководитель: Я вас хочу познакомить с ненецкой песней “Колокольчики”, а по-ненецки – “Сенга-коця”.

Музыкальный руководитель исполняет песню “Сенга-коця” муз.Ю. Юнкеров, слова А. Тарасова.

Музыкальный руководитель: Какая песня по характеру?

- Для чего нужен колокольчик (сенга-коця) ненецким детям? (повторяет 3 куплет).

– Правильно, сенга-коця помогает следить за бегающими в просторной тундре малышами. А еще для чего? (повторяет 4 куплет).

- Да, его ребята привязывают к оленьей упряжке, колокольчик звенит и развлекает своей песенкой оленевода в дальней дороге. А для чего же самый маленький колокольчик? (повторяет 6 куплет).

- Это, ребята, детский амулет, он сохраняется на много лет, даже когда ребенок становится взрослым, он приносит в душу человека радость, напоминая о милом беззаботном детстве. Вот видите, какая большая польза от этой мелодичной игрушки – сенга-коця. Он стал непременной принадлежностью тундрового быта. Послушайте песню еще раз (исполняет песню).

Музыкальный руководитель: Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут. Послушайте стихотворение “Осень” А. Марласова.

Рассыпав беззаботную морошку
И прочие съестные чудеса,
Она от нас стекает понемножку,
Как времени печальная слеза.
Глаза ее подернуты туманом,
Подкрашены ресницы желтизной,
Стекает осень по щеке Ямала,
Сливаясь с Ледовитою волной.

- О какой ягоде говорится в стихотворении? (ответ детей)

Исполнение песни “ Ягода-морошка” муз.А.Бердышева, слова М. Пляцковский.

Игра “ Важенка и оленята” (игра народов Коми).

Музыкальный руководитель: А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.

Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше первое путешествие по нашему Северному краю, что вам запомнилось и особенно понравилось? ( ответы детей) Путешествие мы продолжим на следующем занятии.

Занятие 2.

Программное содержание:

- Продолжать учить выразительно передавать езду в упряжке, следить за четкостью, ритмичностью и выразительностью исполнения движений.

- Формировать эмоциональную отзывчивость на песню веселого, задорного характера, развивать способность чувствовать характер песни.

- Учить детей передавать настроение песни, интонируя легким звуком, петь естественным звуком, четко пропевать ритмический рисунок песни, точно интонировать скачки мелодии.

- В игре самостоятельно выполнять движение в соответствии с характером музыки.

- Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.

Предварительная работа: повторение слов песни “Ягода морошка” муз. А. Бердышева, сл. М. Пляцковский. Рассматривание иллюстраций с изображением северных пейзажей.

Словарная работа: вуся улаты, нарты, упряжка.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Я вас научу здороваться по ненецки- Вуся улаты (пропеваем поступенно-“до,ре,ми, фа,соль-ву-ся-у-ла-ты-поет музыкальный руководитель, “соль,фа,ми,ре,до-ву-ся-у-ла-ты- отвечают дети”.

Музыкальный руководитель: Ветерок летит в лицо,

Мчатся нарты с кручи,
Самолетом хорошо,
А олени - лучше.

Упражнение “Гонки на оленьих упряжках” муз. С. Няруй).

- Сейчас мы с вами покатаемся на оленьих упряжках. Давайте встанем парами, первый будет оленем, а второй сидеть в нартах и управлять упряжкой (выполнение упражнения).

Слушание песни “Олененок” муз. Гуцалюк, сл. С. Соловьева.

Музыкальный руководитель: Отгадайте мою загадку и узнаете, какую песню мы будем слушать.

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (олень)

- Правильно, давайте послушаем песню “Олененок”.

- Какая песня по характеру?

- Как несет олень мальчика по тундре?

- Боится ли мальчик ехать ночью?

- Как можно назвать такого мальчика?

- Послушайте песню еще раз и представьте как олень быстро мчит смелого мальчика по тундре.

Распевка “хей-хей-хей, хей о хей” (“до2октава, до,до,до,соль,до”,поступенно спускаемся вниз до ноты “соль”.

Музыкальный руководитель: Предлагаю приготовить наши голоса к пению и спеть распевку, у всех у вас своя оленья упряжка и мы весело ее погоняем( показ педагога и затем выполнение детьми

Песня “ Колокольчики” музыка Ю.Юнкеров, слова А. Тарасова..

Музыкальный руководитель: Продолжим разучивание песни “Колокольчики”. (Разучивание слов первого и второго куплета, пропевание мелодии со словами, пение с музыкальным сопровождением).

Песня “Ягода морошка” музыка А. Бердышев, слова М. Пляцковский).

Музыкальный руководитель: Отгадайте загадку и узнаете, какую песню будем петь.

Лежат на кочках
Кусочки янтаря,
В рот положишь -
Растают (морошка).

- Правильно, сейчас мы ее и исполним: 1-ый куплет поют девочки, 2-ой куплет поют мальчики, 3-ий куплет поем все вместе.

Игра “Медведь” (ненецкая народная игра).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с ненецкой народной игрой “Медведь”. Выбираем медведя, он сидит на стульчике, накрытый платком, спит. Дети собирают ягоды и говорят слова:

Медведюшка - батюшка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем,
Хорошую ягоду себе берем,
Плохую выбрасываем.

Медведь снимает платок и догоняет ребят.

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, давайте мы вспомним ,чем мы занимались на занятии и что вам больше всего запомнилось и понравилось ( ответы детей) Но путешествие по нашей северной земле продолжим на следующем занятии.

Занятие 3.

Программное содержание.

- Учить самостоятельно создавать музыкально двигательный образ на заданную музыку, передавать в движении различные образы.

- Привлекать детей к слушанию новой песни, предлагать высказаться о характере песни, образе, переданном в песне.

- Совершенствовать умения детей чисто интонировать песни, пропевать на одном дыхании музыкальные фразы, точно передавать ритмический рисунок.

- Познакомить детей с элементами танцев народов севера, продолжать учить четко и ритмично выполнять движения под музыку.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседа, заучивание стихотворения.
Словарная работа: тынзян, малица, хорей.,па яма улаты

Ход занятия

Музыкальный руководитель здоровается по ненецки, пропевая “Вуся улаты”. (пропеваем поступенно-“до, ре, ми, фа, соль – ву-ся-у-ла-ты – поет музыкальный руководитель, “соль, фа, ми, ре, до – ву-ся-у-ла-ты – отвечают дети”.

Музыкально-ритмические движения “бег оленей, езда на нартах”. (Приложение5)

Музыкальный руководитель: Я предлагаю послушать стихотворение и сказать про кого говорится в нем.

Ребенок читает стихотворение:

Не будь на севере оленя,
Что б стало с тундрою моей.
Гордится им, как украшеньем она
И смотрит веселей.
У ханта нет надежней друга,
Чем северный олень,
Хозяина в любую вьюгу
Домчит домой быстрей.

Музыкальный руководитель: Правильно про оленя. Вот видите, как важен олень для народов Севера. Под веселую музыку я вам предлагаю передать образ гордого и сильного оленя, отважного оленевода, который ездит в нартах ( дети свободно располагаясь по залу выполняют движения под музыку)

Слушание “Песня оленевода”. Музыка С. Няруй, слова Ю. Леонтьев.

Музыкальный руководитель:

Ребята, отгадайте загадку:
В тундре голой и холодной
Он стадо оленей пасет.
Зря тут бродит волк голодный,
Потому что это стадо
Стережет? ... (оленевод)

- Послушайте песню (исполнение песни).

- Какая песня по характеру?

- Правильно, быстрая, скорая, подвижная, веселая. Быстро несет упряжка оленей оленевода по тундре. В песне встречается слово “тынзян” - это веревка, которой ловят за рога оленей - - А как называется шуба ханта мужчины?

- Правильно, малица. А чем погоняет оленевод свое стадо?

- Палка у народов севера называется “хорей”. Профессия - оленевод очень почетна для народов Севера, ведь олень - это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. Пищей оленям служит ягель, который олени выкапывают из-под снега. Летом и осенью они питаются травой, листьями, кустарниками, грибами. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме, также из них шьют обувь, рукавицы. Мясо оленей употребляют в пищу, главным образом зимой - мороженое, а также вареное и жареное. В наше время у хантов и ненцев есть свой праздник - День оленевода. На нем проводятся различные соревнования, где выбирают самого лучшего оленевода. Послушайте песню еще раз.

Распевка “Шум ветра” - звук У.

Музыкальный руководитель: Покажите, как шумит ветер (звук у).

- Покажите, как шумит сильный ветер.

- Теперь спокойный ветерок. (С усилением и ослаблением голоса).

Повторение песни “Колокольчики” музыка Ю. Юнкеров слова А. Тарасова.

Музыкальный руководитель: Продолжаем разучивание песни, повторим слова 3 и 4 куплетов. Пение их вместе с мелодией, затем пение 1-2 куплетов песни, исполнение песни целиком с музыкальным сопровождением.

Танцевальное творчество мелодия“Тэтэль-Вэтэль” музыка С. Няруй.

Музыкальный руководитель: Я хочу познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.

Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).

Упражнение “Поклонение солнцу” - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх.(выполнение детьми).

Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми)

Музыкальный руководитель: Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений, наша встреча подходит к концу ,скажите,что вам понравилось на занятии? ( ответы детей) . Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты. (педагог поет “до,ре,ми,фа,соль,соль,-па-я-ма-у-ла-ты”-дети отвечают “ соль,фа,ми,ре,до,до-па-я-ма-у-ла-ты”)

Занятие 4.

Программное содержание.

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, продолжать учить изменять движения в соответствии с характером музыки. Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ.

- Продолжать учить детей высказываться о характере и выразительных средствах песни, слышать и замечать темповые изменения в песне.

- Закреплять умения детей петь легко, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно интонируя мелодию.

- В игре учить двигаться в соответствии с характером музыки, развивать быстроту, ловкость, смекалку.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: сенга-коця, па яма улаты, вуся улаты, пуночки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Вуся улаты (ответ детей)

Танцевальное творчество: “ Тэттэль Выттэль”, музыка С. Няруй.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой народов Севера. На прошлом занятии мы познакомились с некоторыми движениями танцев народов Севера: “Летят чайки”, “Приветствие солнца”, “Игра шамана на бубне”, “Бег оленей”. Сейчас я вам предлагаю выполнить те движения, которые вам понравились и которые вы хотите исполнить. (Выполнение упражнения детьми под музыку).

Слушание “Песня Оленевода” музыка С. Няруй, слова Ю.Леонтьев.

Музыкальный руководитель:

- Какая песня по характеру?

- Как мчатся олени по тундре?

- Чем погоняет оленевод оленей?

- Что такое тынзян?

- Почетен ли труд оленевода и почему? (небольшая беседа).

Повторное слушание песни.

Распевка “Шумит ветер” - звук “у”.

Музыкальный руководитель: Покажите, как шумит ветер?

- Покажите, как шумит сильный ветер. Слабый. Постепенно усиливаясь и стихая (выполнение детьми).

Песня “Колокольчики” музыка Ю.Юнкеров, слова А. Тарасова.

Музыкальный руководитель: Предлагаю отгадать вам музыкальную загадку: отгадайте песню по мелодии (исполнение без пения слов).

- Правильно, это песня “ Колокольчики”. А как называется колокольчик у народов Севера? Сейчас мы продолжим разучивание песни. (разучивание слов 5,6 куплетов, пропевание с мелодией, исполнение всей песни целиком с музыкальным сопровождением)

Игра “Пуночки и ястреб” (игра народов Коми).

Музыкальный руководитель: Сейчас мы поиграем в игру народов Коми. Один ребенок у нас будет ястребом, он сидит вот здесь. Остальные дети будут маленькими птичками пуночками( Ребята пуночки- это маленькие птички., которые живут в нашем северном краю) Пуночки летают по большой полянке, клюют ягодки, перелетают с ветки на ветку. А вот здесь ваш дом (2 обруча). Как услышите слова: “Ястреб летит”, вы быстро должны улететь в свои домики. Повтор игры 2 раза.

Музыкальный руководитель: Наше занятие закончено и это наше последнее путешествие по нашему северному краю. Мы познакомились с песнями, играми, танцевальными движениями народов Севера-ханты, ненцы, коми. Я уверена, что вы будете играть в игры, петь песни в самостоятельной деятельности и познакомите с ними своих друзей, мам и пап.

Литература:

  1. И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.
  2. О. Лобызова “Сезоны Ямала” Журнал “Северяне”, №2 2001 г.
  3. Н. Талипина “Образы земли Ямальской” Журнал “Северяне”, №1 2001г.
  4. Ю.Мятин “Путешествие в сказку”. Журнал “Сибирские истоки” № 1 2000 г.
  5. Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
  6. В. Быковский “Есть город на Ямале – Муравленко”, Екатеринбург, 1999 г.
  7. А. Шевченко “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.
  8. С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
  9. Н.Новикова “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.
  10. Р.Конюхова “Игры нашего детства”. Журнал “Северные просторы”, № 1 1995 г.
  11. С. Няруй “Праздник тундры”. Салехард, 1997 г.
  12. И.Сотруева, Н. Худи “Аргиш”. Салехард, 2000 г.