Тайны народных игрушек. Факультативное занятие "Введение в народоведение" для учащихся 2-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с детской народной игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд народной культуры взрослых.
  2. Развивать интерес к старинной народной игрушке.
  3. Воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа.

Оборудование: сундучок, письмо-приглашение, тряпичная кукла (безликая), детская расписная прялочка и веретено, матрёшки, глиняные игрушки (женские фигурки, олень, конь и т.д.), знаки главных природных стихий ( огонь, вода, земля, воздух), расписные свистульки, деревянные игрушки; пословица “Хорошая работа два века живёт.”

Ход занятия

У. - Начиная наше занятие, давайте перенесёмся в далёкое прошлое, в детство ваших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек.

(погружение в урок)

- Закройте глазки. Представьте себе старинную русскую избу. В углу – большая расписная русская печь. Палати. Деревянный стол и лавки. Большой сундук, а рядом – маленький. Вот на этом маленьком сундучке мы и остановим свой взгляд.

(дети открывают глаза, перед ними маленький сундучок)

У. (читает стих)

У бабушки Насти
Волшебный ларец,
Там заперт на ключик
Чудесный дворец.
Открывается палата, (учитель открывает сундучок)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?

(ученик достаёт письмо и читает)

“Приглашаю совершить путешествие в мир старинной народной игрушки. Узнать тайны и легенды игрушек.” бабушка Настя

У. - Тема нашего занятия (дети читают на доске) “Тайны народных игрушек”.

Кукла

У: Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит, спать уложит. Что это?

(открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу)

- Наверное, нет ни одной девочки на свете, которая не играла бы в куклы. У каждой в своём уголке – кукольные дома, кроватки с матрасиками, столики с посудой. Сейчас очень много красивых кукол, у каждой – своя любимая.

В русских крестьянских семьях девочки играли тряпичными куклами . Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием, т.к. по кукле судили о вкусах хозяйки и её мастерстве.

Куклу наряжали, а лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребёнка. В старину, у каждой девочки была заветная мечта- цветная, расписная, украшенная резьбой прялочка. (учитель показывает маленькую расписную прялочку) Первую прялку для девочки делал отец. Выточит веретено, чтобы прясть, и грибок, чтобы штопать. С детства приучали детей хозяйничать в доме и наводить уют. Скалки и мисочки, сахарницы и солонки, коробочки и кувшинчики – всё расписное, глаз не отвести!

Игрушки с детства приучали детей к труду.

Матрёшка

У. (читает загадку)

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшка)

(обращает внимание на выставку матрёшек) <Рисунок 1>.

Вот она стоит на прилавке – новая, яркая, пахнущая свежим деревом и лаком. Какая у матрёшки может быть биография? Липа в лесу, токарный станок, стол мастерицы, московский рынок.

- Матрёшка – известная во всём мире кукла. Но она необычная.

- Как вы думаете, почему? (в ней прячется целое семейство)

Все они матрёшеньки,
Все они милёшеньки.
Все с алыми щёчками
Под пёстрыми платочками.

- До чего же матрёшка красива!

Откуда она к нам пришла?

Когда появилась на свет?

Сколько лет матрёшке?

История матрёшки:

1-й ученик:

Матрёшке – более 100 лет. А начиналось всё так. Владелица подмосковного имения Мамонтова привезла из Японии игрушку в виде фигурки японца (показывает рисунок) - кокеси. Внутри этой фигурки было несколько кукол – одна в другой.

2-й ученик:

Игрушка настолько понравилась, что Мамонтова решила сделать подобную, но только в виде молодой крестьянской девушки.

3-й ученик:

Сделал матрёшку мастер игрушек из Загорска Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин переодел куклу в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса.

4-й ученик:

Когда кукла была готова, кто-то из друзей воскликнул “Типичная Матрена!”. Так игрушка и вошла в обиход под названием матрёшки. Первая матрёшка состояла из 8 фигурок.

5-й ученик:

В 1900 году она была представлена на Международной выставке в Париже и завоевала золотую медаль, как самая лучшая кукла. С тех пор матрёшка считается исконно русской. Она стала настолько популярна, что не могла не установить какого-нибудь рекорда.

Так и случилось. В книгу рекордов “Диво” попал самый большой комплект матрёшек, созданный в маленьком городке Семёнове. В матрёшке-гиганте 56 кукол. Рост самой крупной – больше метра, а самой маленькой – горошина. Семёновский мастер Евгений Безруков сделал матрёшку высотой 1 метр, а в ней было 70 матрёшек!

6-й ученик:

Кто матрёшку сделал, теперь мы знаем.
И известно нам, что сотни лет.
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
И матрёшка, через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И лежит за ней по миру слава
О безвестном мастере – творце. (сл. Ю.Жулькова)

У. - Русская матрёшка желанная гостья в каждом доме.

- Как вы думаете, в чём секрет её успеха и долгожития?

- Почему она всем нравится?

Вывод: - Да потому, что русская матрёшка во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия.

- Матрёшка – это хороший подарок к любому празднику. Это посланница добрых чувств.

(дети демонстрируют раскладушку по собранному материалу о матрёшке)

Глиняные игрушки. “Дымка”.

(открываем сундучок, достаём загадку)

Игрушки наши всюду славятся.
Надеемся, и вам понравятся.

У. - Сейчас мы заглянём в удивительный мир глиняной игрушки.

Земля… Для крестьянина она была словно живое существо. По представлениям народа земля засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей весеннего солнца. Пила воду, родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях – кормила, поила, одевала, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости.

В глазах народа она была чистой и светлой.

С самого раннего детства в детях воспитывалось уважение к земле.

Свою любовь и уважение к земле, занятие земледелием люди выражали в глиняной игрушке.

Глиняную игрушку ласково называли дымковской игрушкой.

А вот почему её так называли, вам расскажут ребята.

8-й ученик:

Понял я умом своим -
Дымковская – значит, дым!
Значит, глину обжигали,
В печку русскую сажали…

9-й ученик:

Обжигали, но названье
Ведь от местности идёт.
Слушай же моё сказанье,
Любознательный народ…

10 ученик:

Её так назвали по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Слобода окружена могучими лесами. Далеко до неё добираться, заблудиться можно. Даже с высоты птичьего полёта не видно было деревушки. Только дымок от печки и можно было заметить. Он вился среди зелёного леса.

Когда над слободой расстилался туман, то зрелище было необыкновенным. Деревушка была словно в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

12-й ученик:

Темы дымковских игрушек были самые разные: женская фигурка: (показывает образцы глиняных женских фигурок)

Очень часто среди глиняных игрушек встречается женская фигурка. Одни стоят подбоченясь, другие несут блюда с пирогами, вёдра с водой, держат младенцев на руках.

Женщина – это хозяйка Мира, образ родной земли, её животворящих сил. Её называли – дарящая жизнь.

фигурка оленя:

Это священный зверь, знак неба и солнца, символ нарождающейся жизни.

конь:

Конь – это знак Солнца. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну молодое солнце выезжает на небо в чудесной колеснице, в которую запряжены кони с золотыми хвостами и серебряными гривами. Бежит конь - из ноздрей и ушей пламя пышет. Мощный бег коня напоминал людям в древности течение рек, ливень небесных вод.

Две стихии огонь и вода – соединяются в образе коня.

Это солнечные, огненные кони. Кони всегда помогают людям в работе. Они считаются покровителями домашнего очага.

13-й ученик:

В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
От солнечного лучика,
В ней что-то есть от радости,
От тёплых, ясных дней.

14-й ученик:

Эти глиняные звери
Белоснежны, как берёзки.
А на них, смотрите, точки,
Строчки, палочки, кружочки.
Мы от этого узора
Отвести не в силах взора.

У. - Эти узоры – не просто украшения. Они говорят о главных природных стихиях: огонь, вода, земля, воздух.

- Что означают эти знаки?

Давайте вспомним вместе.

- На что похож круг? (солнце)

Это небесный знак. Круг - символ жизни и солнца. “Не земля родит хлеб, а солнце” - говорили в народе. И верно: солнце для пахаря – это свет и тепло, а значит и богатый урожай. С солнцем также были связаны представления о здоровье, достатке, правде и счастье.

С представлением о солнце был связан и красный цвет. Круги, окружности, красные кресты, украшавшие глиняные фигурки, и впрямь похожи на солнце.

Почему кресты? Если посмотреть на солнышко, прищурив глаза, то можно увидеть четыре ярких расходящихся луча, похожие на крест.

Красный цвет – это символ огня, тепла. Это красивое, доброе, хорошее.

Люди говорили, что солнце своими лучами согревает землю и даёт ей силу плодородия.

Квадратики на глиняных игрушках - это земные знаки (солнце, небо, земля, огонь); треугольники – единство нижнего, среднего и верхнего мира; точка – начало начал, семена будущей жизни; ёлочка – символ здоровья.

весенний праздник “Свистунья”

У. Вот что удалось узнать ребятам у хозяйки нашего школьного музея “Русская изба”. (дети брали интервью у руководителя школьного музея)

Прослушайте магнитофонную запись.

В далёкие времена во многих сёлах и городах проходили шумные ярмарки.Чего только не свозили на них народные мастера! И ни одна ярмарка не обходилась без забавных глиняных игрушек. Ребятишки и взрослые брали свистульки, выходили за околицу и что есть мочи дули в них.

По верованиям древних славян своим свистом и шумом они отгоняли злых духов, провожали старуху-зиму.

Катали по земле яйцо – так славяне пробуждали от зимней спячки землю.

Далеко летели заливистые трели свистульки. Свистульки делали в честь бога солнца – Ярилы, приход которого праздновали земледельцы. Такой весенний праздник назывался Свистунья или Свистопляска.

А вот ещё одна легенда об этом празднике. Послушайте.

Однажды к городу Вятка подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружает подоспевшая на выручку дружина, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

(учитель обращает внимание детей на выставку глиняных игрушек)

У. - Какие чувства испытываете вы, глядя на эти чудесные игрушки?

- Хотелось бы вам дома иметь такие игрушки?

Их можно сделать своими руками, как это сделали ребята на занятиях кружка.

Деревянная игрушка

У. -А ещё в старину были очень популярны деревянные игрушки.

Кто не знает весёлой игрушки “кузнецы?” По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотком. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочерёдно наклонятся и громко стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужике.

Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой русской народной деревянной игрушки. Игрушки точёные, расписные, резные. Делали их из чистого белого дерева: липы, осины, берёзы.

(Дети представляют раскладушку с материалом о деревянной игрушке, иллюстрации разных деревянных игрушек, поделки из дерева)

1-й ученик:

Деревянная игрушка тесно связана с природой, человеком, его трудом.

2-й ученик:

Коньки-горбунки на колёсах – тоже необычные игрушки. Особенно интересно сочетание в “каретках” изображение коня и расчерченного круга. Кони и круг – древние символы. Этот образ воспринимался как покровитель домашнего очага – “оберег”. “Небесные огненные кони, влекущие за собой солнечный диск”. Конь – это образ Солнца. С народной игрушки смотрит на нас солнце – Ярило, солнечное божество славян-земледельцев. Красные кони – символ огня, тепла и света. “Красный” означает и хороший, красивый, добрый..

3-й ученик:

Много игрушек с изображением медведя. Медведь – древний священный зверь. Его считали владыкой природы, родоначальником людей.

4-й ученик:

Имя зверя тоже было священным. Произносить вслух его было нельзя. Вот и называли медведя хозяином, дедушкой, батюшкой. Медведь помогал человеку в работе.

(берёт игрушку и показывает её в действии)

Итог занятия

У.- Закрывается палата

Вы узнали, чем она богата? (закрывает сундучок)

Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти. Спустя много лет осознали, какие богатства и тайны накопила народная культура в течение многих столетий.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье.

Мы сегодня заглянули в мир старинной народной игрушки, узнали тайны и легенды их происхождения.

Народная пословица гласит: “Хорошая работа два века живёт”. А мы можем добавить: “Живёт и того больше, когда её хранят и берегут”.