Интегрированный урок по литературе и ИЗО

Разделы: Литература


Тема: “Такой хрупкий и такой прочный мир чувств”.

Глава 11, стр.135 учебника Н.А.Чураковой, урок № 92.

Цели:

1. Показать как в разных поэтическом и художественном образах раскрывается такое чувство, как одиночество.

2. Развивать внимание к образным средствам языка, к авторскому слову.

3. Воспитывать любовь к русской живописи и поэзии.

Основание: развитие чувств, воли и ума.

Основная идея урока: построение собственной мысли.

Форма организации урока: индивидуально-групповая, диалог с учителем.

Средство: технические средства, акварельные краски, листы формата А-3

Структура урока Содержание урока Способ взаимодействия Вопросы Методы и приёмы
I  Выход на проблему Организация проблемной ситуации. Диалог с учителем. Просмотр картины И.Шишкина “Сосна”.

- Какое впечатление оставила на вас картина?

Слайд “Сложное чувство - …”

А знаете, что впечатлило Ивана Шишкина на написание данной картины? (стихотворение Ю.Лермонтова “На севере диком”)

Слайд со стихом.

Вопросы открытого характера.
II. Постановка проблемы. Обмен пониманием поставленной проблемой. Диалог с учителем, работа в группах. Чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение передайте это при помощи одной краски (шаблоны после выставляются на мольберты, у каждой группы свой).

- Почему такой цвет?

- Какие строки вас поразили?

Установление взаимосвязей, сравнение.
III. Поиск решения проблемы. 1.Самостоятельный поиск;

2. Обсуждение итогов поиска.

Диалог с учителем. - Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность сосны? “на голой вершине” (а вершина находится “на севере диком”, т.е. не обжитом, безлюдном)

- Какие слова подбирает поэт, чтобы показать обособленность пальмы? “в пустыне далёкой” пустыня - безжизненное и труднодоступное место, “одна и грустна” и растёт на “утёсе горючем”; от слова горе – горевать, печалиться, значит на утёсе печальном.

Анализ текста, доказательства.
IV. Решение проблемы 1. Словарная работа (конверт со словами: сарафан, платье, рубаха, риза).

2. Обогащение речи (одиночество).

3. Изображение красками чувства одиночества.

Работа в группе.

Афиширование, промежуточный итог.

- Это стихотворение о природе?

- Давайте представим сосну и пальму в образе кого-либо.

- Кто это будет? (мужчина и женщина)

- Какой приём лежит в основе, созданных поэтом, образов? (олицетворение)

- Сосна - это мужчина, в каком одеянии представляет М.Лермонтов? (Риза)

- Что это такое?

Выберите правильное определение к этому слову.

Зачитайте.

- Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму?

- Почему?

- Какими внутренними чувствами человека окрашено чувство одиночества?

Работа в группах, подбор слов синонимов к слову одиночество. Афиширование.

Выделение главного, сравнение, построение ассоциаций (слово - цвет), установление взаимосвязей.
V. Рефлексия Оценка своего понимания решения проблемы. Индивидуальные ответы учащихся. - Какой краской вы бы передали чувство одиночества? (шаблоны выставить на свой мольберт)

- Посмотрите,

какими разными словами вы охарактеризовали чувство одиночество, и какие разные цвета использовали.

- На какие две группы можно разделить слова?

- Какой вывод можно сделать о чувстве одиночества?

Слайд “Сложное чувство – чувство одиночества”.

- Это стихотворение о природе?

- Сегодня, посмотрев картину и проанализировав стихотворение, вы открыли для себя что-то новое?

Контрольный вопрос. Выводы.

Презентация.