Интегрированный урок географии и технологии "Текстильная промышленность"

Разделы: География, Технология


Цели урока:

  • Обучающая: дать характеристику текстильной промышленности, сформировать знания о ее размещении, закрепить и систематизировать знания учащихся по разделу “Элемент материаловедения”.
  • Развивающая: на примере интеграции предметов технологии и экономической географии развивать познавательную активность учащихся, умение сопоставлять и связывать отдельные процессы и явления, анализировать полученную информацию.
  • Воспитательная: развивать творческую активность, формировать навыки самостоятельной работы на уроках географии и технологии.

Тип урока: обобщение и систематизация

Методы обучения: беседа, устный опрос, дискуссия, практическая работа, доклады учащихся.

Оборудование: карта “Легкая промышленность России”, ткани, компьютер, проектор, горелка, штатив, коллекции тканей, лоскутки тканей, тесты, план изучения отрасли, жетоны, кроссворды, словарь терминов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть

Учитель технологии: Сегодня пойдет речь о промышленности, которая производит вот такую прекрасную продукцию. О какой промышленности пойдет речь на уроке? (текстильная)

Цель урока: дать общую характеристику текстильной промышленности, познакомиться с ее размещением, повторить раздел “Элемент материаловедения”.

Учитель географии: Немного истории.

За много веков до нашей эры в Индии, Египте, Китае возделывали хлопчатник и изготавливали пряжу и ткань.

В России производство тканей возникает в начале 18 века. Созданная Петром I регулярная армия нуждалась в обмундировании. Обеспечить ее могли текстильные предприятия. Петр I мечтал одеть армию в русское, отличного качество сукно и очень многое сделал для развития текстильной промышленности (закупал оборудование, приглашал зарубежных специалистов для обучения русских ткачей).

В 1706 году в Москве основывается полотняный завод.

В 1714 году основывается первая шелковая фабрика.

В 40-60 годах 18 века русская мануфактура окрепла и сама стала удовлетворять внутренней рынок, но она как и прежде отставала по производству и качеству тканей от развитых стран.

Все изменила революция, была развернута большая работа по укреплению предприятий текстильной промышленности.

Мощное развитие получила отрасль в 40-е годы: строятся новые фабрики, проводится автоматизация и механизация производства.

Самый высокий уровень производства тканей был в 80-x годах (свыше 9,5 млрд. кв. м.).

В состав какой отрасли входит текстильная промышленность? (легкой)

На экране - схема народного хозяйства (<Приложение1>).

Определение отрасли: текстильная промышленность – одна из крупнейших отраслей легкой промышленности, вырабатывающая из различных видов растительного и животного сырья и химического волокна пряжу, ткани и другие изделия.

Задачи отрасли: обеспечить качественной и современной продукцией потребителей.

Отраслевой состав промышленности проводится по типу волокна: льняная, шелковая. хлопчатобумажная, шерстяная. (На экране показан состав выпускаемых тканей. <Приложение2>).

Доклады учащихся об этих отраслях (<Приложение3>) и работа с картой легкой промышленности.

Учитель географии: Какие факторы влияют на размещение текстильной промышленности?

(исторический, трудовые ресурсы, потребительский, транспортный, для льняной-сырьевой)

Учитель технологии: Назовите технологические стадии текстильной промышленности после просмотра презентации.

Просмотр презентации о текстильной промышленности – заочное путешествие.

(Ответ: прядение, ткачество, отделка)

III. Практическая часть (проводят оба учителя со своей группой).

Мальчики выполняют схему межотраслевых связей текстильной промышленности.

Девочки составляют коллекцию тканей.

Проверка выполнения (сначала девочки, потом мальчики).

(одна из работ выполняется на компьютере и показывается на экране).

IV. Промежуточное повторение – Конкурс “Справочное бюро”.

(Проводит учитель технологии. Задание: объяснить термины: ткачество, тутовое дерево, пряжа, кокон, батист, суровье, шелкопряды, химическое волокно, текстильная промышленность).

V. Заключение.

В заключение проводится дискуссия.

Мнение учителя географии: если говорить о значении отрасли, я считаю, что ведущие отрасли, это: машиностроение, химическая, энергетика, именно от их развития зависит, какая в стране будет экономика. Главное – какие машины, оборудование, как оснащена армия, полеты в космос…а текстильная должна развиваться по остаточному признаку, она малозначима и практически не нужна.

Мнение учителя технологии: Я считаю, без текстильной промышленности жить нельзя. Она должна быть на первом месте. От нее зависит здоровье нации. Если человек хорошо одет, он чувствует себя уверенно, стремится к совершенству и только такой человек может строить красивые дома, совершать открытия, летать в космос.

Дискуссия среди учащихся.

Вывод: это не ведущая отрасль народного хозяйства, но ее значение велико и необходимо уделять внимание ее развитию.

Учитель географии: Как вы думаете, какие проблемы есть в этой отрасли?

(уровень развития недостаточный. Это относится не столько к количеству, сколько к качеству. Причина – многолетнее пренебрежение к отрасли.)

Необходима модернизация: устаревшее оборудование (61%), ликвидация ручного труда, выпуск высококачественных и модных товаров.

Закрепление (тесты, кроссворды). Проводит учитель технологии.

Домашнее задание задает учитель географии: пункт 36, Мой край в судьбе страны: Особенности развития легкой промышленности в Иркутской области, г. Тайшете.

Кроссворды

Тест