Урок математики по программе "Гармония", 1-й класс. "Единицы длины. Сантиметр. Дециметр"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Математика. 2 класс

Программа “Гармония”, Н.Б. Истомина

Цели урока:

  • Познакомить с единицами длины сантиметр, дециметр; со старинными единицами длины;
  • Научить измерять отрезки, используя единицы длины см, дм;
  • Расширять кругозор учащихся, память, интерес к предмету; развивать умение высказывать свое суждение.

Оборудование: видео-двойка; видеозапись мультфильма “38 попугаев”; экран, проектор, компьютер, линейка.

Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Программное обеспечение
1. Организационный этап - Добрый день.

- Посмотрите все ли у вас готово к уроку.

  Подготовить необходимые предметы для урока  
2. Мобилизирующий этап. - Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Постановка вопроса, настрой на познавательную деятельность Чтение пословицы на экране, высказывание своего мнения. Рисунок 1
3. Постановка учебной задачи

а) Беседа по просмотренному мультфильму

б) Беседа о современных единицах длины

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебную задачу на этот урок.

- Из какого мультфильма данный отрывок?

- Что делали зверята?

- Как они его измеряли?

- Почему получались разные

результаты?

- Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок.

- Какие единицы длины вы знаете?

Показ отрывка из мультфильма “38 попугаев”

Постановка вопросов

Опора на имеющие знания у детей. Запись ответов учащихся на доске

Просмотр мультфильма

Ответы учащихся

Постановка учебных задач

Ответы детей

Видеозапись

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

4. Знакомство с современными и старинными единицами длины - Посмотрите, какие единицы использует современный человек.

- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?

- Выберите над чем бы вы хотели поработать: над современными единицами длины или над старинными?

- Вспомним основные этапы работы в парах.

- Для работы с текстом вам помогут вопросы, которые лежат на вашей парте

Вопросы для работы с учебником.

1.Какими единицами длины пользуются люди?

2.Какой инструмент используется для измерения длины небольших предметов?

3.Какая единица длины больше: сантиметр или дециметр?

4.Сколько сантиметров в 1 дециметре?

Корректирует ответы учащихся

Предлагает выбор деятельности

Напоминает правила работы в парах

Дети высказывают свое мнение

Выбор темы работы; работа в парах, в группах, индивидуальная

Работа с учебником; с дополнительной литературой

Рисунок 5

Рисунок 6

5. Самостоятельный поиск

а) слушание сообщений учащихся

б) обобщение полученных знаний

- Послушаем ребят, что они узнали о старинных единицах длины.

Дюйм – голландское название большого пальца.

Длина, которого была равна 2см 54 мм.

Локоть – старинная русская мера длины, равная примерно 38-46 сантиметров, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.

Маховая сажень – старинная русская мера длины, равная 213 сантиметров, то есть расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук.

Косая сажень - старинная русская мера длины, равная 248 см, расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.

-Удобно ли сейчас использовать данные мерки?

-Что узнали о современных единицах длины?

- Какой вывод сделали о них?

Анализирует ответы учащихся и фиксирует их на доске Работа в парах, группах

Делают выводы

Рисунок 7

Рисунок 8

6.Физминутка        
7.Практическая работа - Мы познакомились с современными единицами см и дм. Какой же будет наш следующий шаг?

- Выполните задания, которые вы видите на экране.

Направляет на практическую деятельность Высказывают свои предположения

Выполнение задания

Рисунок 9
8. Закрепление материала - Проверьте свои знания с помощью теста. Предлагает индивидуальную работу на компьютере Отвечают на вопросы теста, закрепляю полученные знания на уроке Тест
9. Итог урока. Рефлексия. - Выполнили мы поставленные перед собой задачи?

- Над чем нам надо еще поработать на следующем уроке?

Подводит итог урока Анализируют свою деятельность, планируют дальнейшие действия Рисунок 4