Урок русского языка в 3-м классе "Письмо как средство общения"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить составлять письмо.

Задачи:

1) познакомить с новым видом текста – письмом, его отличиями и структурными компонентами;

2) учить составлять текст письма;

3) развивать речь, соблюдая речевой этикет.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Прозвенел звонок,

Начался урок.

2. Чистописание.

- Сегодня в чистописании участвует буква, похожая на ворота.

- Кто догадался, какая это буква?

- Что мы знаем про букву “П”?

- Составьте самостоятельно из букв узор так, чтобы буква “П” обозначала мягкий звук [п’].

Проверка вариантов узора (лучшие на доске).

3. Целеполагание.

- Отгадайте загадку:

Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит.  (письмо)

- С какого звука начинается слово письмо?

- Какие орфограммы спрятались в этом слове?

- От какого слова образовано?

- Что такое письмо?

- Правильно, это вид письменной речи, это текст. А какую цель несёт этот текст?

- Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей и возникли при необходимости общения на расстоянии.

- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую задачу поставим?

4. Словарная работа

- Вспомните, какие словарные слова мы можем встретить в письме?

- Как они пишутся? (Здравствуйте, товарищ, беседа, до свидания, путешествие, вчера, сегодня и др.)

5. Актуализация знаний

- Какие бывают письма?

- Определите вид письма.

1)

“Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М.Горький”

(письмо-пожелание)

2)

“С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дед Коля”

(письмо-поздравление)

3)

“Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля”

(письмо-сообщение)

- Кому же можно писать письма?

- Как называют получателя письма?

- Если получатель – адресат, то отправитель - …? (адресант)

- О чём может написать адресант?

- Какова особенность письма как текста?

- Это текст всегда эмоционально окрашенный, т.к. он несёт в себе переживания и чувства отправителя, которыми он делится с адресатом.

6. Новый материал.

- Раз письмо является средством общения, то оно должно соблюдать правила: (на доске)

1) писать разборчиво, чётко, аккуратно;
2) на отдельных листочках;
3) возможны приложения.

- Объясните, как вы их понимаете.

- Также у текста письма есть своя структура: (на доске)

I. Обращение
II. Основное содержание (новости)
III. Вопросы к адресату (благодарность, просьба, приветы)
IV. Прощание. Подпись. Дата и место написания.

- Прочитайте письмо на листах. Найдите структурные части.

“Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили я мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и пятнадцать груздей.

До свидания. Лена.”

- Выскажите своё мнение о письме Лены. Как можно было теплее начать, закончить письмо, отразить свою любовь к близкому человеку?

7. Тренинг.

- Попробуйте написать свой вариант письма: или бабушке, или другу (на выбор)

Чтение и обсуждение работ.

8. Итог.

- Чему был посвящён наш урок?

- Что для себя вы запомнили?

- Выполнили ли нашу задачу?

- Хотите получить письмо?

9. Домашнее задание.

- Напишите письмо самому себе – взрослому, рассказав самый весёлый или интересный случай из нынешней жизни, не забудьте про структуру письма.