Спортивный праздник "Малый Сабантуй" для учащихся 1–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Образовательный процесс в школе — стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание — ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы — в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило — всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак ?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

Цели.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

- Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й чтец. 2-й чтец.

Почему и от чего
К нам пришло веселье?
Ведь еще не Новый год
И не новоселье.
Но не зря нам сейчас
Весело с друзьями.
Что у нас? Что у нас?
Отгадайте сами.

Почему и от чего
Солнце светит ярко?
И кому так в этот день
Весело и жарко?
И не зря в этот час
Пироги с вареньем -
А у нас, а у нас
Праздник “Сабантуй”!

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

3-й чтец.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

4-й чтец.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

5-й чтец.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

1-й чтец.

Ну, а ты — настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

1-й чтец.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, —
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

Прыжок!
Прыжок! - поскакал мешок,
И другой мешок,
И еще мешок,
И еще…
Кто быстрей? – интересно!
Выходи, дружок,
Проглоти смешок,
Полезай в мешок
И давай! — прыг-скок!..
Может быть, твой мешок
Самый резвый? (Э.Блинова)

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

А теперь, друзья, у нас состязания для вас.
Не простое, музыкальное.
Пойте, веселитесь, только не ленитесь!
Ну, а лучший певец
Будет нынче молодец
И получит сладкий приз,
А какой – пока сюрприз!
А жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит,
Тот, кто лучше будет петь,
Непременно победит.
Этот конкурс вам, друзья,
Проиграть никак нельзя,
А кто в запеве опоздает,
Тот, конечно, проиграет.

Ведущий.

Отдохнули все мы на славу,
А вы, друзья, победили по праву,
Похвал достойны вы и награды,
А мы награды вручить вам рады.

(вручение призов)

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”

Праздник заканчивается чаепитием.