Технология сотрудничества на уроках химии в учреждениях начального профессионального образования

Разделы: Химия


Цели урока:

  • продолжить формирование у учащихся понятия о непредельных углеводородах на примере алкинов;
  • изучить химическое строение, особенности химических и физических свойств на примере профессионально значимого химического соединения – ацетилена;
  • изучить способы получения ацетилена, расширить знания учащихся об областях применения ацетилена и его гомологов;
  • продолжить формирование политехнического мышления учащихся, самостоятельности, ответственности, профессиональной компетентности, трудолюбия, умения работать в коллективе, уважать точку зрения товарищей;
  • продолжить формирование логического мышления учащихся при составлении логико-смысловой модели урока.

Реактивы и оборудование: карбид кальция, дистиллированная вода, подкисленный раствор перманганата калия, аппарат Киппа, графопроектор.

Ход урока

При изучении нового материала на уроках химии важную роль играет реализация межпредметных связей с профессиональными учебными дисциплинами и производственным обучением. Для группы учащихся, обучающихся по профессии “сварщик” данная тема актуальна, т.к. является профессионально значимой.

I. Организационный момент.

Актуализация знаний и введение в урок.

Первоначальные понятия о физических свойствах ацетилена, карбидном методе получения и применении учащиеся получили на уроках производственного обучения в учебных мастерских и уроках спецтехнологии.

II. Основная часть.

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с постановкой проблемных вопросов.

- Какое практическое значение имеет ацетилен?

- Что представляет собой это вещество?

- Каким методом можно получить ацетилен?

2 учащихся подготовили схему ацетиленового генератора, сообщение о его принципе работы и мерах предосторожности.

На доску проектируется схема ацетиленового генератора среднего давления, используемого учащимися в учебных мастерских (рисунок 1)

Рисунок 1

img1.jpg (16763 bytes)

Ацетиленовый переносной генератор АСП-1,25-6:

I предохранительный затвор, 2 корпус, 3 — предохрани'

тельный клапан, 4 — корзина, 5 — мембрана, 6 винт, 7 пружина, 8 — крышка, 9 манометр, 10 поддон,

11контрольная пробка, 12 вентиль, 13 и 14 штуцеры,15 переливная трубка

- Всегда сварщики при работе используют ацетиленовый генератор?

Учащиеся говорят о том, что сварщики используют ацетилен и в баллонах белого цвета. Подвожу учащихся к другому, более дешевому методу получения из метана (работа с учебником). Затрагиваем вопросы энергоемкости получения карбида кальция. Учащиеся записывают в тетрадь уравнения химических реакций 2-х методов получения ацетилена.

- Каково же химическое строение молекулы ацетилена?

Один из учащихся демонстрирует получение ацетилена карбидным методом. Учащиеся предполагают, что имеются кратные связи. Действительно, полученный газ обесцвечивает подкисленный раствор перманганата калия.

На доске записываю общую формулу класса алкинов и определение.

Вместе с учащимися составляем структурную формулу ацетилена, рассматриваем sp-гибридизацию атомных орбиталей, образование - и 2- связей.

- Какие химические свойства характерны для ацетилена?

Учащимся знакома реакция горения ацетилена в кислороде. Один учащийся на доске записывает уравнение реакции горения ацетилена.

- Почему данную реакцию используют при сварке и резке металлов?

( t = 31500С)

- Может сварщик перепутать шланги с кислородом и ацетиленом на сварочной горелке? (разная резьба)

- Какие химические реакции, кроме окисления характерны для ацетилена?

Учащиеся предполагают, что для ацетилена характерны реакции присоединения. Далее проходит работа по учебнику, где рассматриваются реакции присоединения с простыми и сложными веществами, полимеризация ацетилена.

Изомерия и номенклатура алкинов аналогична этиленовым углеводородам, поэтому учащимся предлагаю ознакомиться с материалом учебника.

Далее группа учащихся разбивается на 4-5 малых групп для работы по карточкам, которые включают 3 задания:

1. Назвать вещество:

СН3 - С=С – СН2 - СН3 .

2. Составить структурную формулу 4-метилгептина-2

3. Построить все изомеры состава С6Н10.

Очень важно, чтобы в малых группах были разные учащиеся по уровню знаний. Группа учащихся, выполнившая первой задание, разбирают его у доски, остальные - исправляют свои ошибки.

Используя из учебника схему применения ацетилена, учащиеся расширяют свои знания об областях применения ацетилена и его гомологов.

III. Закрепление учебного материала сопровождается построением логико-смысловой модели урока (схема1).

Дополнительные задания:

1. Составить формулы всех изомеров состава С5Н8.

2. Осуществить цепочку превращений:

IV. Оценивается работа учащихся на уроке, подводятся итоги. Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян 10 кл., стр. 99-107 , логико-смысловая модель в тетради.