Классный час "Хлеб — всему голова"

Разделы: Классное руководство


Классный час

“Хлеб – всему голова”

Цели:

1. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Оборудование:

1. Выставка книг: “Хлеб – имя существительное” М.Алексеева, “Думы о целине”, “Расскажи поле”…

2. Мультимедиа: Вырезки из газет, журналов портреты известных ученых селекционеров: Н.В. Вавилов, Ремесло, Т. Мальцев.

Изречения о хлебе

Картина И.И. Шишкина “Рожь”, Герб СССР

3. Музыка: “Русское поле”, “Едут новоселы” Я.Френкель.

4. На столе, накрытом скатертью, различные х/б изделия, на рушнике каравай с солью и кусочек черного хлеба.

5. Стихи Р. Ахматовой, Ф. Алиевой, Г. Граубина о хлебе.

1 Вступление.

Под музыку Яна Френкеля “Русское поле” гостей встречают девушки в русских костюмах с хлебом солью.

Учитель:

- Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью?

- Почему дорогих гостей встречают именно хлебом с солью?

Женщин, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли каравайщицами – служительницами плодородия. Каравай в восточнославянской мифологии – существо, олицетворяющее плодородие.

- Скажите, кому принадлежат слова “Хлеб – имя существительное, а все остальные прилагательные”? Как называется произведение и кто автор?

- Да, верно. Эти отрадные слова написал писатель Михаил Алексеев и вложил в уста одному из героев, своего романа “Хлеб – имя существительное”.

На экране слайды о хлебе: (Приложение 1)

“Хлеб всему голова”.

“Хлеб - наша гордость, наше богатство”.

Учитель:

О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш классный час.

Основная часть

Учитель:

Хлеб… Как много сказано этим коротким, но неизменно емким словом.

Хлеб – уникальный продукт, идеально сбалансированный по белкам и углеводам.

Известно, что недостаток в рационе того или другого компонента приводит к нарушению обмена веществ, энергетического баланса организма. Но если вы будете питаться одним только хлебом, это не случиться. Поэтому хлеб никогда не приедается.

Учитель:

Можно привести много умных, проникновенных слов о хлебе. Его воспевали в легендах и сказаниях, ему посвящены стихи и песни, повести и романы, написаны картины и созданы кинофильмы.

- Назовите, какие вы знаете произведения, посвященные хлебу?

Слайд. Репродукция И.И. Шишкина “Рожь”

Учитель:

- Кто знает, как называется эта репродукция, и кто ее написал?

- Ребята, а вы знаете, сколько лет этой картине?

- Эта картина была написана И.И. Шишкиным более 100 лет назад.

Точно море, шумит и колышется необъятное ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.

- Каждый день, каждый из нас не менее 3х раз берет в руки хлеб, с удовольствием его ест, нисколько не задумываясь, с такой же безотчетной простотой, с какой он дышит.

Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.

- Сколько хлеба вы сможете съесть?

Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.

1 ученица:

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!

2 ученица:

Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.

Послушайте отрывок из поэмы Раисы Ахматовой “Слово о хлебе”

3 ученица:

Как рано в сорок первом мы взрослели!
От слез слепа, от голода слаба,
Я видела, как на корню горели
Созреть не успевшие хлеба.

Горели пироги и караваи
И становились дымною золой…
Нам хлеб полупрозрачный выдавая,
Учителя качали головой.

Коптил военный фитилек в жестянке,
И вдовы скорбных не скрывали глаз,
Когда солдаты жизнь свою под танки,
Бросали, как гранаты, ради нас.

4 ученица:

Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

(показывает кусочки хлеба по 125 и 250 гр.)

5 ученица:

Вам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.

Слайд дневника Т. Савичевой

В нём всего девять страничек.

“Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра. 1941 года”.

“Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942”.

“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 года”.

“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 года”.

“Дядя Леша – 10 мая в 4 дня. 1942 года”.

“Мама – 13 мая в 7:30 часов утра. 1942 года”.

И три последние странички:

“Савичевы умерли”.

“Умерли все”.

“Осталась одна Таня”.

1 ученица:

Великая Отечественная война окончилась победой нашего народа. Ценой 20 миллионов человеческих жизней, да разрушенными городами и селами, сожженными совхозами и колхозами, израненными полями и уничтоженными лесами мы заплатили за победу.

Неисчислимы братские могилы,
Не всех солдат известны имена.
Но даже смерть победой восходила,
Как прорастает колос из зерна.

Все подвиги храним мы в сердце свято.
За павшего героя – первый сноп.
К могиле Неизвестного солдата
Прославленный приходит хлебороб.

2 ученица:

Вздохнуть бы легче. Да нет! Послевоенный 1946г обрушился на нас новым испытанием – засухой, неурожаем и голодом.

И вот Солоухин писал:

А ночью однажды
Сквозь сон я услышу –
Тяжелые капли
Ударили в крышу.
И мне в эту ночь
До утра будут сниться
Зерна пшеницы…
Зерна пшеницы.

3 ученица:

Закончилось военное лихолетье. Проходит пятилетка, завершается другая.

А в стране по-прежнему не хватает хлеба. Земля, пашни истощены, семенной фонд ограблен фашистами, не хватает сельхозмашин и удобрений. Надо было разрешить продовольственную проблему. Страна призывает людей освоить целинные земли

- Что же такое целина?

Слайд на экране

“Целина - непаханая, не подвергавшаяся обработке земля”.

Словарь Ожегова

4 ученица:

Таких земель в России было много.

И люди поехали осваивать целину. Звучит песня “Едут новоселы”.

5 ученица:

Это была настоящая битва – великая мирная битва, бескровная, но вдоволь орошена соленым потом хлеборобов, бессонными ночами ученых.

1 ученица:

Ломались, стачивались о твердь целинных земель стальные лемеха, но не сгибались люди! Вот почему хлеборобский труд приравнивается Битве.

Победа на хлебном поле приравнивается ратному подвигу солдата, и Родина лучших из лучших награждает орденами и званиями самого высокого ранга, присваивая звания Героя Соц. Труда.

2 ученица:

Источник высоких урожаев земля, семена и агротехника. Наши ученые внесли большой вклад в отечественную и мировую науку, в теорию и практику земледелия

Н.И. Вавилов т. Мальцева (ВН Ремесло). Деморенко И.Ф. (наш ученый из Хакасии, создавший высокоурожайный сорт пшеницы “Саянская-55”)

Учитель:

Хлеб…Источник нашей жизни и богатство государства.

С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, сказки, были.

Послушайте стародавнюю быль и вы узнаете, почему

Хлеб - всему голова!

Инсценированная стародавняя быль

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!

Ведущий:

Вот какая история случилась раз. Давно случалось, когда на Руси ещё купцы хозяйничали.

Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь? А тут новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила. Мужику теперь в деревню не вернуться.

(Открывается занавес. Мужик ходит вокруг сохи, чешет макушку. Вдруг видит мужик: по тропинке купец шагает – поперёк себя толще.)

Купец (появляется):

Не знаешь ли, как в город попасть?

Мужик:

Подожди малость. Спадет вода, тогда и ступай.

Купец:

Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.

Мужик:

Это почему же не положено?

Купец:

Потому, что у меня денег полны карманы (гремит деньгами). А у кого деньги, тот и господин всему.

Мужик:

А вот и нет господин, всему у меня в торбе лежит (прихлопывает по торбе, что висит через плечо).

1-й ведущий:

Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул. Дескать, с дураком толковать – время тратить. И пошел прочь, дорогу в город искать. Ходил купец день, второй - нет дороги, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А кругом - ни гриба, ни ягоды, - весна на дворе.

2-й ведущий:

Ещё день прошёл, купец уже траву прошлогоднюю жует. Тут вспомнил он про мужика – вдруг у него хлеб с солью есть (мужик сидит и жуёт хлеб с солью. Появляется купец.)

Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает. Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт.

Купец:

Дай хлеба за кошель!

Мужик:

За деньги не дам.

Купец (взмолился):

Неужели мне с голоду помирать?

Мужик:

Зачем помирать? Хлебом с тобой поделюсь. Только помоги полоску вспахать.

Купец (затрясся от гнева):

Где ты, хамово племя, видел, чтобы купец на мужика работал?

Мужик:

Не хочешь – не надо. Ступай себе со своим золотом.

2-й ведущий:

Смекнул купец: золотом не наешься, пропадешь без мужикова хлеба. Спрашивает.

Купец:

Какая тебе работа нужна?

Мужик:

Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги.

2-й ведущий:

Нечего делать купцу, пришлось в соху впрягаться. (Купец сбрасывает поддевку, картуз, впрягается и пашет).

3-й ведущий:

Потянул купчина соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает.

Мужик:

Трогай! Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!

3-й ведущий:

Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё.

Мужик:

Но! Но! Пашню пашут, руками не машут! Тяни бойчее!

3-й ведущий:

Вспахал купец половину пашни, хотел, было отдохнуть, мужик опять командует.

Мужик:

Но! Но! Тащи нелениво, заживем счастливо!

3-й ведущий:

Отпахал купец к вечеру полоску, устал, еле дышит. (Купец сел, мужик дал ему хлеба и щепотку соли. Купец жадно ест.)

3-й ведущий:

Дал мужик краюху хлеба поболе, соли щепотку в придачу. Набросился купчина на каравай, жует, торопится, кусок за куском глотает.

Мужик:

Теперь видишь – сила не в золоте. В торбе крестьянской сила.

Купец (с набитым ртом):

Причем тут торба твоя заплатанная?

Мужик:

Притом, что в торбе я хлеб ношу. А хлеб всему голова!

Что хлеб скажет - тому и быть!

Так-то!

Учитель:

Итак, Хлеб - всему голова, но не только.

Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвует в сражениях за свободу и независимость Родины.

Хлеб – солдат, дипломат и строитель.

Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине светлое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.

Мужик:

Говорят в народе метко:
От зари и до зари хлеб
Растет не для объедков,
Съесть не можешь - не бери.

А сколько хлеба можно увидеть ежедневно в мусорных ведрах!

Представьте, если каждый житель нашего маленького, 150 тысячного, города выбросит на помойку 100 гр. Хлеба в день, это составит 15 тонн уничтоженного хлеба! Но, а если это город с многомиллионным населением, то можно понять, сколько десятков гектаров тяжелых зрелых колосьев мы ежесуточно сводим с лица планеты.

Привычно, бездумно, сводим.

Мы справедливо приравниваем хлеб к золоту, но если золото люди находят в самородных и месторождениях, то Хлеб сам не родится.

Его выращивают добрые руки земледельца, а умом ученых создаются высокоурожайные сорта пшеницы.

И выращенный таким образом Хлеб становится золотом самой высокой пробы.

- Народы разных наций и рас, языков и веры создали меткие выражения о хлебе.

- А знаете ли вы их?

Слайд “Изречения о хлебе”

“Хлеб – народное богатство”.

“Хлеб – выше золота и алмаза”.

“Быть выше хлеба человек не может,

Пусть даже самый главный на земле…”

“Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы”.

“Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно”.

“Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться”.

“Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”.

“Без хлеба нет песен”.

- Вы подтвердили, что “хлеб – всему голова” и что обращаться нужно с ним на Вы!

Дадим же слово:

Ученицы хором:

“Если примечу кусок в небреженье –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердце движенье –
Поднять и спасти это чудо земли!” (Е. Благинина)

Звучит песня Я.Френкеля “Русское поле”.