Создание ситуации успеха на уроках литературы

Разделы: Литература


Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Игры, викторины, всякого рода игровые занятия привлекательны для школьника любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали место в системе внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: “Хороши все жанры, кроме скучного”, - скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняет угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.

Благодаря играм происходит без принуждения приобщение школьников к миру нравственных эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить пресловутое “знание текста”.

Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых “мелочей”. Сразу следует оговориться, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научиться осмысливать её роль в идейно-образной структуре произведения, а, значит, развивать “зоркость” и “чуткость” читательского восприятия.

Таким образом, на уроке литературы – это и средство общения, и способ контроля за чтением. Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игра может быть использована не только как форма урока, но и как форма факультативного занятия, форма проведения конкурса по предмету. В ряде случаев игра может послужить и альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме, без жестокого, указующего перста педагога (хотя и по его “режиссуре”) обобщить и систематизировать сведения по “пройденной” теме.

Многие игры включают в себя элементы интеллектуального состязания и КВНа, что, безусловно, делает их ярче, увлекательнее, не требует однозначного ответа, а, напротив, допускает вариативность ответов, а также подразумевают импровизацию, поскольку способы их выполнения во многом определяются личностными качествами игроков.

Это особенно важно для учащихся 5х классов в период их адаптации, при переходе к изучению литературы как одного из видов искусства. Учащиеся этого возраста обычно переживают то, о чём читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках, о событиях. И особенно важно в этом периоде привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Здесь на помощь учителю-словеснику приходят различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, новизной открытий, возможностью соревноваться и, как следствие, всесторонне изучать творчество того или иного автора.

Для чего мы преподаём литературу? Конечно, для того, чтобы дать учащимся знания по этому предмету, но, самое главное, чтобы привить им любовь к чтению, воспитать квалифицированного, умного, проницательного читателя. Но тогда и средства достижения этой цели должны быть соответствующими, способными вызвать интерес к книге.

“Художественная книга требует и художественного подхода. Понять и объяснить её можно лишь теми средствами, какими она создавалась. Отсюда: строить урок по законам искусства – вовсе не субъективная позиция отдельных артистических натур и даже не особенность нашего экранного времени, а потребность самой жизни”, -- пишет Е.Н.Ильин. Поэтому наш предмет, как никакой другой, требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра.

Инсценировка – органическая составная многих игр. И подготовкой их могут заняться либо сами участники, либо специальные “творческие группы”. Как показывает практика, учащиеся охотно занимаются данной деятельностью, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.

Любая инсценировка заставляет несколько раз перечитать текст, понять характер персонажа. Такая творческая работа захватывает не только учащихся младшего возраста, но и старшеклассников. Для проведения таких уроков существуют много методических разработок. Но та, которую составит учитель, исходя из интересов, личностных качеств учащихся, того или иного класса может стать самой интересной, жизненной.

В своей совокупности развивающие познавательные игры способствуют развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу умению выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке, учит детей подчинять свои действия постановленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь литература и игры, одним из видов которых являются кроссворды, головоломки.

Очень интересны для учащихся кроссворды, в особенности те, которые составлены ими. Здесь творчество неиссякаемо. Учащиеся с охотой составляют тематические кроссворды, которые вытекают “из ткани” текста, а также те, которые знакомят с литературоведческими терминами, биографией того или иного писателя.

Такие игры представляют собой своеобразную подготовку к тестовой форме проверки знаний учащихся, позволяют выяснить, насколько ученик овладел новыми знаниями и может их применять.

В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, всё обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру.

Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе. Это могут быть также уроки-викторины, уроки - интеллектуальные бои.

Вот примеры таких занятий, которые можно провести после изучения творчества писателей.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

“Ай да Пушкин!”

6 класс

Условные обозначения:

“Месяц”- вопрос с вариантами ответа

(2 балла)

“Яблоко”- блиц вопрос (несложные, требующие немедленного ответа)

(3 вопроса-3 ответа- 3 балла)

(3 вопроса-2 ответа- 2 балла и т.д.)

“Золотая рыбка”- сложный вопрос (время для обдумывания 2-3 сек.)

(3 балла)

“Крестик”- переход хода.

Начинает та команда, которая отгадает, почему взяты такие условные обозначения.

  А Б В Г Д Е
1            
2            
3            
4            
5            
6            

А-1. Назовите произведения, из которых взяты следующие строки

Пора, красавица, проснись…(Зимнее утро)

Тоска, предчувствует, заботы
Теснят твою всечасно грудь… (Няне)

- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет… (Сказка о Царе Салтане)

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…(Руслан и Людмила)

Е-1. О ком говорится ?

Идет, бредет сама собой…(Ступа)

Голубка дряхлая моя…(Няня)

Мой первый друг, мой друг бесценный! (И. Пущин)

Плетется рысью, как-нибудь…(Лошадка)

Б-2. О ком говорится?

За столом сидит она царицей
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина
Заедает она пряником печатным…(Старуха)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…(Царевна-Лебедь)

С ним одним она была
Добродушна, весела…(Зеркало)

Смолоду был грозен он…(Царь Дадон)

Г-3. О ком говорится?

Замяукал он, как голодный котёнок…(Бесёнок)

Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…(Шалун)

В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…(Фарлаф)

Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется…(Черномор)

Б-4. Кто это говорит?

Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров -
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов! (Людмила)

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней- глубокая нора…(Ветер)

Герой, я не люблю тебя! (Наина)

Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался? (Балда)

В-5. - Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

- Какие чудеса были за морем в “Сказке о рыбаке и рыбке” ? (Белка,33 богатыря, Царевна-Лебедь)

- Какое было последнее желание у старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке” (Стать владычицей морской)

- Откуда взялась в “Руслане и Людмиле” голова? (Обезглавленный сказочный великан)

Е-5. – В каком году Пушкин поступил в Лицей? (1811)

- Какое историческое событие совпало со временем обучения Пушкина в Лицее? (Война 1812 г.)

- Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна)

- Герой произведения Пушкина, у которого на стенах его обители висели картинки, рассказывающие историю о блудном сыне? (Самсон Вырин)

Г-6. - Какой формы была шапка у Черномора? (Колпак)

- Назовите отчество Людмилы? (Владимировна)

- Сколько лет было Людмиле? (17)

- Как называет Пушкин Руслана, Фарлафа, Ратмира и Рогдая? (Соперники)

Г-1. – Персонаж, рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь:

А) Марья Гавриловна
Б) Бурмин
В) Владимир

Д-2. Историческое событие, в котором участвовал и был ранен Владимир- это бой под:

А) Москвой
Б) Бородином
В) Смоленском

Б-3. Как звали главную героиню повести Пушкина “Барышня-Крестьянка” ?

А) Маша
Б) Дуня
В) Лиза

Г-4. Дуня села в кибитку рядом с гусаром, намереваясь :

А) Убежать от отца
Б) Доехать до церкви
В) Проводить его до лекаря

Е-3. Совет старухи- колдуньи Фарлафу состоял в том, что он должен:

А) Отправиться к Черномору за Людмилой
Б) Сразиться с Русланом
В) Вернуться в своё селение под Киевом

А-5. Как звали главного героя в повести Пушкина “Выстрел”:

А) Сильвио
Б) Владимир
В) Самсон

В-6. Тема стихотворения “Узник”:

А) Размышление поэта о судьбе птиц
Б) Мысль о свободе
В) Мечта о путешествиях

Д-6. Как вы думаете, рост Пушкина был около:

А) 180
Б) 140
В) 165

В-1. - Герой сказки Пушкина благодаря превращению в это животное узнал много интересного. (Комар)

А-2. – Кто из известных русских писателей 18 в. присутствовал на лицейском экзамене Пушкина, высоко оценил его поэтическое творчество и о нем Пушкин позже сказал: “ Старик … нас заметил

И в гроб сходя благословил!” (Державин)

Г-2. – Какой известный русский поэт, подарил Пушкину свой портрет с надписью “Победившему ученику от побежденного учителя” (Жуковский )

В-3. – Герой произведения Пушкина в кармане которого случайно оказался маленький заряженный пистолет. (Дефорж)

А-4. – Кто автор этой музыки и к какому произведению Пушкина она написана. (Вальс Свиридова к “Метели” )

Д-5. – Что охраняла Голова? (Меч)

Б-6. – Назовите фамилию няни А.С.Пушкина (Яковлева)

Е-4. – Какое явление природы сыграло решающую роль в судьбе главного героя одной из повестей Пушкина. (Владимир “Метель”)

Литературная игра по творчеству М. М. Пришвина “Человеку нужна Родина”.

“Рыбка” - вопрос для знатоков природы.

“Крепкий орешек” - сложный вопрос.

“Перепутье” - вопрос с вариантами ответов.

Поле игры то же.

А – 1 Что такое елань и почему она “ слепая”? (То же самое, что зимой в пруду прорубь, в обыкнов. Всегда видна водица, прикрытая белыми купавами.)

Г – 2 Какие дикие животные являются персонажами произведений Пришвина? (Еж, олень, заяц, барсук, бурундук, лось, волк, медведь).

В – 3 Что такое Мшары? В каком произведении они играют важную роль?

(Мшары – сухое болото. Западня для Митраши).

Е – 3 Какие деревья растут на краю болота? А какие – на болоте? (Борина -- высокие стройные деревья, колонна к колонне, на болоте – редкие, маленькие, корявые, заплесневелые елочки).

Г – 4 Что росло на середине палестинки, где Настя собирала клюкву?

(Крутинка (осторовок) частого осинника).

Д – 4 Кто из лесных жителей грелся на пне? (Шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, одна громадная гадюка с полметра длиной).

В – 5 Назовите неизменного спутника человека на болотах. (Трава белоус).

Б — 6 Описание какой ягоды вы сейчас услышите?

“Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе”

(Костяника).

Д –1—В каком городе родился Пришвин?

А) Елец
Б) Орел
В) Тюмень

Е — 2 Какой персонаж русской волшебной сказки упоминается в одном из названий произведений Пришвина ?

А) Баба-Яга
Б) Леший
В) Кащей

А –3 В какой временной промежуток происходит действие в “Кладовой солнца” ?

А) 2 дня
Б) сутки
В) 3 дня

Е — 4 Какое свойство особенно выделяет Пришвин у охотничьих собак?

А) чутье
Б) верность
В) смекалку

Г-5- Куда ездил Пришвин в молодости собирать сказки?

А) на Север Росси
Б) на Юг
В) в Центр России

Б-4- Какие месяц называет Пришвин “весной света”?

А) май
Б) апрель
В) март

В – 6 В каком еще произведении Пришвина, кроме “Кладовой солнца”, действуют Митраша и Настя?

А) “Лягушонок”
Б) “Корабельная чаща”
В) “Лада”

Е — 6 Кому из лесных жителей принадлежит следующий крик: “Чуф! Ши!”?

А) Чибис
Б) Тетерев Косач
В) Кулик

В — 1 Что имел в виду Пришвин под “ кладовой солнца” и почему? (Мшары, поскольку солнце способствует образованию торфа и тем самым становится резервом энергии)

А — 2 Кем был Пришвин по образованию и где он его получил?

(Агрономом. В Лейпциге)

Б — 2 За какое произведение Пришвин был принят в члены Императорского Географического общества? (“В краю непуганых птиц”)

Б — 3 С кем из крупных русских писателей переписывался Пришвин?

(с А.М. Горьким)

Д — 3 Почему Пришвин один из своих рассказов называет “Лисичкин хлеб”?

(Рассказчик приносил из леса знакомой девочке Зиночке разные травы: кукушкины слезки, валериану, петров крест, а вместе с ними и хлеб, который у него оставался)

В — 4 Какой подзаголовок имеет “Кладовая солнца” и почему? (Сказка-быль. Так же, как и сказка, она учит доброте, мужеству, дружбе и пр.

А — 5 Как Пришвин закончил курс классической гимназии в Елабуге?

(Экстерном)

Е — 5 Как возникло прозвище “Серый помещик”?

Г — 6 Какие клички были у домашних животных Насти и Митраши?

(Корова – Зорька, телушка – Дочка, петух -- Петя, коза – Дереза, поросенок – Хрен).

С литературой могут быть связаны и моменты некоторых популярных телевизионных игр: музыкальные паузы, блицтурниры, КВНы, “Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”.

Содержание познавательных, дидактических литературных игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься учащимися как процесс преднамеренного обучения.

Библиографический список

1. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986. – С. 96

2. Харитонова О. Н. Занимательная литература. Игры и викторины: Для 5-9кл. – М.: Рольф, 2002.

3. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР”. Февраль, 1989, № 2, стр. 42.

4. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР”. Сентябрь, 1990, № 9, стр. 21

5. Минскин Е. Н. От игры к знаниям: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1987.

6. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” № 7 , 1991.

7. Журнал “Литература в школе” № 4 , 1988.