Урок-игра химии в 7-м классе"Классификация неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цель урока: Закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений в занимательной форме у учащихся 7 класса.

Задачи:

1. Развивать у учащихся способность отличить простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.

2. Развить у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, солей, кислот.

3. Включить элементы опережающего обучения, как базу для более легкого усвоения номенклатуры и химических свойств соединений.

Подготовка к уроку:

1. Заранее дать детям задание приготовить творческую работу на альбомном листе “построить” шесть “домиков” для расселения металлов и неметаллов, оксидов, оснований, солей, кислот.

2. На каждый стол приготовить листок – инструкцию для путешествия из г. Элемент в г. Реакция.

3. Таблицы Д. И. Менделеева.

4. Конверты с заданиями.

5. Плакат – карта путешествия.

Ход урока

На уроке подведем итог изучению неорганических веществ, предлагаю путешествие из г. Элемент в г. Реакция через море Соединений и различные дороги. Для того чтобы выбраться из города нам придется решить несколько заданий. Но прежде давайте вспомним:

1. Какие вещества называются простыми?

(Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента).

2. Какие вещества относятся к сложным?

(Вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов).

А теперь попытаемся выбраться из г. Элемента.

А. “Многоэтажка”.

Небольшая разминка “Кто лишний” - свой ответ нужно обосновать.

- Na, Cl2, H2, H2O

- HCl, NH3, P4, MqO

- Mq, Na, Ba, O2

- Cl2, O2, H2, Fe

Б. “Частный сектор”.

Даны следующие химические элементы: Cu, Au, Aq, Cl, Br, O, Fe, H, Mq, N. Найдите среди них металлы и неметаллы и заполните в тетради следующую таблицу:

Металл

(химический знак и название)

Неметалл

(химический знак и название)

   

В. “Дорога-разминка”.

Обошли два многоэтажных дома, теперь предстоит перейти дорогу, а для этого нужно угадать название химического элемента “зашифрованного” в следующих вопросах:

- Какой газ утверждает, что он это не он? (Неон, Ne)

- Какой химический элемент является лесом? (Бор, B)

- Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных? (Мышь-як, As)

- В состав какого металла входит новогоднее дерево? (Ник-ель, Ni)

- Какой металл, по древней мифологии, обречен на “вечные муки”? (Тантал, Та)

- В название какого металла входят болотные водоросли? (Пла-тина, Pt)

- В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву? (Се-ребро, Аq)

- В названиях каких химических элементов спрятаны ноты? (Во-до-род, Н; се-ре-бро, Аq; кад-ми-й, Сd)

(При выполнении данного задания обязательна работа с таблицей Д. И. Менделеева).

Вот и перешли “дорогу”, впереди на суше осталась “роща”.

Г. Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена.

* * *

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают, мое имя - … (Медь)

* * *

Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный,

Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне
Служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции легкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий
Горжусь своим я именем
Зовусь я … (Алюминием)

* * *

Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечте о нем.
Но как кумир, он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все то ценно, что блестит. (Золото)

* * *

Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (Йод)

* * *

Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня… (Азот)

* * *

Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Согреть смогу и под водой
Оксид в ней станет кислот. (Фосфор)

* * *

У меня дурная слава,
Я – известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Бррр-ом)

Проделали путешествие по суше и теперь находимся на берегу “Моря химических соединений” через которое нужно перебраться на другой берег. Но, прежде чем пуститься в путешествие по “морю”, давайте вспомним:

- Как отличать оксиды от других соединений?

(Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород (О), стоит на втором месте. (Эл. + О)).

- Какие соединения относятся к основаниям?

(Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп (Ме + ОН)).

- Какие соединения относятся к кислотам?

(Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (Н + к. о. )).

- Какие соединения называются солями?

(Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (Ме + к. о. )).

Немножко вспомнили про состав сложных веществ и в “море”. Теперь нужно пройти “рифы”.

Д. “Рифы” - “Третий лишний”.

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.

- СО2, К2SO3, SO2

- Ва SO4, NaOH, CaCO3

- RbOH, ZnCl2, LiOH

- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

- BaO, P2O5, CaO

- HNO3, H2SiO3, H2SO4

Преодолев рифы, оказались на острове Оксидов.

Е. “Остров Оксидов”.

Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.

- В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).

- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).

- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)…

Ж. “Пролив Оснований”.

Задание “Меткий стрелок”.

Выпишите формулы веществ, которые “попадут в цель”:

 

З. “Остров кислот”.

Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.

Игра “Домино” - из предложенных карточек составить формулы кислот, на конце должны быть заштрихованные клеточки, в ряду должны быть все “доминошки”.

И. “Течение солей”.

В данных строчках, о каких соединениях идет речь:

* * *

Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит –
Это… (Натрия хлорид)

* * *

Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я… (Сода)

К. “Остров Вулкан”.

Задание: распределить вещества по классам соединений – каждое вещество “поселить в свой домик”. В каждом домике должно поселиться по пять жильцов: Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, Н2CO3, Al, KNO3, H2SO4, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.

Подведение итогов: Награждение самых активных участников отметками “отлично”.

Инструкция для путешествия.

А. “Многоэтажка”.

“Кто лишний”

- Na, Cl2, H2, H2O

- HCl, NH3, P4, MqO

- Mq, Na, Ba, O2

- Cl2, O2, H2, Fe

Б. “Частный сектор”.

Даны следующие химические элементы: Cu, Au, Aq, Cl, Br, O, Fe, H, Mq, N. Найдите среди них металлы и неметаллы и заполните в тетради следующую таблицу:

Металл

(химический знак и название)

Неметалл

(химический знак и название)

   

В. “Дорога-разминка”.

Угадайте кто он?

- Какой газ утверждает, что он это не он?

- Какой химический элемент является лесом?

- Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных?

- В состав какого металла входит новогоднее дерево?

- Какой металл, по древней мифологии, обречен на “вечные муки”?

- В название какого металла входят болотные водоросли?

- В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву?

- В названиях каких химических элементов спрятаны ноты?

Г. Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена.

* * *

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают, мое имя - …

* * *

Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный,

Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне
Служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции легкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий
Горжусь своим я именем
Зовусь я …

* * *

Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечте о нем.
Но как кумир, он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все то ценно, что блестит.

* * *

Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен…

* * *

Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня…

* * *

Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Согреть смогу и под водой
Оксид в ней станет кислот.

* * *

У меня дурная слава,
Я – известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.

Д. “Рифы” - “Третий лишний”.

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.

- СО2, К2SO3, SO2

- Ва SO4, NaOH, CaCO3

- RbOH, ZnCl2, LiOH

- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

- BaO, PO5, C2aO

- HNO3, H2SiO3, H2SO4

Е. “Остров Оксидов”.

Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.

- В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).

- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).

- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)…

Ж. “Пролив Оснований”.

Задание “Меткий стрелок”.

Выпишите формулы веществ, которые “попадут в цель”:

 

З. “Остров кислот”.

Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.

И. “Течение солей”.

В данных строчках, о каких соединениях идет речь:

* * *

Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит – Это

* * *

Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я…

К. “Остров Вулкан”.

Задание: распределить вещества по классам соединений – каждое вещество “поселить в свой домик”. В каждом домике должно поселиться по пять жильцов: Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, Н2CO3, Al, KNO3, H2SO4, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.