Звуки [б'], [б]. Согласная буква Б

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить полученные знания о букве б, звуках [б], [б'], отрабатывать навыки чтения с изученными буквами, работать с однокоренными словами, над развитием речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке “Красная Шапочка”, таблица слогов, листочки со слогами, схема предложений, толковый словарь, карточки с названием текста.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Повторение изученного
3. Сообщение темы урока
4. Языковая и дыхательная разминка
5. Чтение слогов
6. Работа по развитию речи
7. Составление слов и предложений
8. Ребус
9. Физминутка
10. Работа в тетради по чтению
11. Работа по учебнику

а) чтение столбиков слов, их лексическое значение
б) чтение текста

12. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2. Повторение изученного.

- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке (Б)

- Какие звуки она обозначает [б, б']

- Что вы знаете о букве Б (она обозн. согл., зв., те. или мяг., парн с п)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим работу над изучением этой буквы. Будем читать слова и предложения с изученными буквами. Поможет нам в этом хорошенькая девочка. А как её зовут, я подскажу. Девочка всегда носила шапочку, которую её подарила бабушка. (Красная Шапочка).

- Кто же написал эту сказку? (Шарль Перро)

(Иллюстрация)

4. Языковая и дыхательная разминка.

- Каждое утро, проснувшись, Красная Шапочка делала зарядку. Мы тоже сделаем зарядку но для язычка:

1) - Покажите как скачет лошадка

- маленькая лошадка

- большая лошадка

- быстро

- медленно

2) - Возле домика, где жила красная шапочка росли красивые цветы.

- Понюхаем как они пахнут (дети вдыхают и выдыхают).

3) - Мама сварила вкусное варенье. Оближем губки.

5. Чтение слогов.

ба бо бу бы би бе

- Прочитайте слоги, но по-разному. 1-ый слог - с радостью 2-ой слог с удивлением, 3-й слог -споём, 4-ый с грустью, 5-ый слог - с вопросом, 6-й с угрозой.

- Мама попросила дочку отнести пирожки бабушке. Пока Красная Шапочка собирается в дорогу, подумайте, что ещё могла испечь мама, но в этих названиях должна быть буква б.

(булочки, хлеб, батон)

6. Работа по развитию речи.

- Девочка отправилась в путь, а по дороге она всё время повторяла скороговорки.

- Какие скороговорки вы знаете? ( Дети называют скороговорки)

7. Составление слов и предложений.

- Вот девочка вышла на полянку, где были зайчики. Но они почему-то грустят. Осенью они собрали красивые листики, высушили их чтобы составить букеты. Эти листики волшебные, из них можно составить не только букеты, но и слова. Вдруг поднялся ветер и разбросал листики. Давайте поможем зайчикам.

СО БАН РЫ БА
БА РА КА БАК

(Собака, барабан, рыбак, кабан, рыба)

- Составьте предложение по схеме со словом “собака”. - Сколько слов в предложении?

- Что показывает вертикальная палочка? (большую букву)

- Сколько слов с большой буквы? (2)

- Почему первое слово с большой буквы? (начало предложения)

- Почему лее второе слово будет с большой буквы? (кличка животных)

- Какое правило мы знаем?

- Составьте предложения (варианты детей)

8. Ребус.

- Пошла Красная Шапочка дальше. А кто ей встретился, вы узнаете, разгадав ребус.

- Прочитайте слово по первым буквам картинок (белка)

9. Физминутка.

- Белочка предлагает вам сделать зарядку.

Белка хлопает в ладоши.
Ежик топает ногою.
А вот Мишка косолапый
Только вертит головою.
Зайка скачет по дорожке
И качает головой
Повернулся, оглянулся
И уселся под сосною.

10. Работа в тетрадях по чтению.

- Идёт Красная Шапочка дальше, а навстречу ей Серый волк.

(иллюстрация)

- Испугалась Красная Шапочка. Ребята, посмотрите, разве он может съесть девочку?: Нет, он очень добрый.

- Вол сказал, что теперь он ходит в школу, и попросил Красную Шапочку помочь составить схемы к словам.

- Сделайте и вы это в тетрадях.

На доске:

БИЛЕТ БУБЛИК

2 человека работают на доске

Проверка

11. Работа по учебнику.

с. 114 учебника.

а) - Захотелось Красной Шапочке почитать волку. Сели они под большой дуб и стали читать.

- Прочитаем столбики слов хором

- Как можно назвать эти слова? (однокоренные) Почему?

- Когда мы скажем дубок, а когда дуб?

- Как образовалось слово дубок от слова дуб? (при помощи суффикса ок)

- Что может быть дубовым? (шкаф, доска, лист и др.)

- Что такое дубрава? (лес, где растут дубы)

- Что такое дубина? (тяжелая палка, в старину служила оружием)

- Чем отличается слово дубина от дубинка? (дубинка-маленькая)

- Какой суффикс в слове дубинушка? (-ушк-)

- Какой это суффикс? (уменьшительно-ласкательный)

б) чтение текста (1 раз читает учитель)

с. 114 чтение по предложению.

после 1-2 предложения:

- Что такое дубрава?

после 3-го предложения:

- Прочитайте, какие имена давались деревням и сёлам.

после 4-го предложения:

- Почему старики и старушки в этих деревнях имели такие фамилии?

после 5-го предложения:

- Чем мила дубрава русскому народу?

- Какие ласковые имена придумали люди дубраве?

- Посмотрите на доску и выберите название этому тексту.

На доске:

Лес Дубрава Русские дубки

- Объясните свой выбор

12. Итоги урока.

- Итак, Красная Шапочка и волк пришли к бабушке. Бабушка очень обрадовалась и пригласила их на чай. И они рассказывали, как шли к ней. Вспомните и вы чем мы сегодня занимались?

- С какой буквой мы сегодня работали?